[color=557788]ИСТОКИ ВАЙНАХСКОГО ТАНЦА[/color]
Вы никогда не задумывались, почему вайнахи танцуют именно так, а не иначе? Словно белая лебедь, плывет девушка, изящно изгибая стан и плавно ведя рукой. По кругу преследует ее юноша, то идя за ней, то стремительным броском преграждая ей путь. Ритм становится все более бешеным, огнем пылают глаза. И воздух разорван криком: «ХIорс! ХIорс-тоъ!» Волчком вьется парень возле девушки: «Орс-тох! Тох! ХIорс!»
В самом деле, должен же был этот танец что-то означать? Ведь первоначально все танцы мира имели смысловую нагрузку, были компонентами религиозной обрядности, отражением духовной культуры народа.
Четко проглядываются в вайнахских танцах отголоски ритуальных плясок. И, наконец, этот загадочный возглас: «ХIорс (орс), хIорс-тоъ (орстох)». Что он значит?
То, что танец горцев несет в себе отголоски религиозной обрядности, говорит, например, предание «Содержание судей храма Ткобя-Ерды»: «...близ храма Ткобя-Ерды были начертаны два круга: поменьше в центре, побольше с внешней стороны. Молодожены обязаны были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка задел ногою линию одного круга, внутреннего или внешнего, то старики восклицали «Э-э, нарто!» Такой возглас обозначал, что кто-то из танцующих нарушил линию. А жених тогда обязан был по прошествии года вновь дать содержание старикам на три дня и вновь станцевать с женою по этому кругу. Такое могло повторяться ежегодно. Пока пара не станцует безупречно».
Но какой смысл вкладывали предки в обрядность танца?
Можно попытаться выделить наиболее важные элементы танца, которые связываются с культовой обрядностью:
1. Круг (танец исполняется по кругу).
2. Наличие одной пары (партнер и партнерша).
3. Движение мужчины за женщиной ("погоня") или попытка мужчины загородить путь женщине.
4. Положение рук мужчины: он расставляет руки в стороны (подобие креста) или сгибает одну руку, держа кисть у груди, другую отставляет в
сторону, ведя ее за женщиной (подобие свастики).
5. Как архаизм осталось и то, что талию женщины мужчина обхватывает, сомкнув пальцы за ее спиной, но не прикасаясь к ее телу. В позднее время это был признак удали.
6. Движение исполняется в медленном темпе. По рассказам стариков раньше танцы были медленнее, было позорно, если бляхи, свисающие с кавказского ремешка, столкнутся и будут шуметь. Кроме того, раньше проводились состязание в танце, подвешивая к поясу определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли темп. Проигрывал тот, у кого альчики столкнутся. Сейчас чеченские и ингушские танцы исполняются из всех кавказских плясок наиболее неистово и экспрессивно, и строгая обрядность танца не соблюдается.
7. Если партнер преграждает партнерше путь так, что та не может двигаться, то она должна крутиться на месте.
8. Мужчина, становясь на носки, или на пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет "встал на пальцы").
9. Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в танце, даже если они родственники, в отличие от осетин, кабардинцев и адыгов, у которых некоторые танцы исполняются под руку у мужчин и женщин (и в этом видятся не только понятия вайнахов, ставивших прикосновение к женщине постороннего мужчины на одну доску с прелюбодеянием. Ведь такие же понятия имелись в прошлом и у некоторых других северокавказских народов).
10. Возглас мужчины (женщина в танце не произносит ни звука) "хIорс - (орс), хIорстоъ (орстох)". Так же кстати восклицают и соседние народы (сравни: осетинское "арстох", даргинское "ар-стох" и т.д.)
Что же из идеалистических представлений предков чеченцев и ингушей могло отразиться в танце? По-видимому, ответ стоит искать в солярном культе существовавшему вайнахов в прошлом. Есть основания считать, что мужчина и женщина изображали движение солнца и луны. В древней вайнахской легенде «Как возникли солнце, луна и звезды» говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа, он взял золотую головешку и отправился к девушке. «Увидев его, девушка бросилась бежать, он за ней. Долго-долго бежал он за ней, до тех пор пока оба не погибли. Искры от золотой головешки превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого человека — головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну». Есть у вайнахов и загадка: «Знаешь ли ты, что это: брат не встречается с сестрой, сестра не может догнать брата?» Отгадка — «солнце и луна».
У вайнахов, как и у многих других народов, солнце чаще всего — могучее мужское божество.
Космогонические представления предков чеченцев и ингушей отразились и в изображениях (пиктограммах) на, поясных пряжках VI — V вв. до н. э. (к примеру из погребения Лугового могильника (с. Мужичи) (рис. 1) или на подобном же пиктографе на замковом камне одной из средневековых башен в Эгикале (рис. 2).
Истоки вайнахского танцаПо мнению М. Р. Ужахова гадательной расшифровкой этих пиктографов является: изломанная линия — земная твердь (море) (по представлениям вайнахов солнце утром выходило из моря и вечером уходило в него, погружалось (Д. Х.), а «крылатые диски» по сторонам — солнце при восходе и закате, центральный диск имеет «крылья», поднятые максимально вверх — солнце в зените. (Подобные изображения и узоры сохранились на подвесках, истангах (коврах), рукоятке оружия и т. д.).
Ну разве не объясняет это многие элементы танца вайнахов?
«Погоня» мужчины за женщиной по кругу — это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). Этим же объясняется и то, что в вайнахской хореографии танцевала только одна пара, не группа людей.
Положение рук мужчины стороны в виде креста означал солнце на восходе и закате. Ведь сам крест (христианский символ) ведет происхождение из язычества и означает Солнце. (Очень возможно, и об это уже сказано в науке, что и представление о боге сыне Иисусе, распятом на кресте, идет от древнеязыческих представлений: солнце — крест — мужчина и пиктографов, означающих солнце — крест в круге или мужчина в круге). Положение рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движении. Став на носки ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените (см. рис. 2). И, наконец, ухарство с обниманием талии партнерши, не прикасаясь к ее телу, тоже объясняется легко — затмение («удержание») луны (бутт лацар). В этом же ключе объясняются и другие элементы танца.
По-видимому, строгая обрядность танца, характер солнечной мистерии, которую он в себе нес, стали нарушаться и забываться с укреплением в нашем краю Ислама. Ритуал все более терял свою культовую нагрузку и стал превращаться в танец. Темп стал ускоряться, некоторые элементы терялись, другие приобретались. Наверное, теперь будет легче разгадать и значение возгласа «хIорс-тоъ» (орс-тох), хIорс (орс).
У сарматов имелся бог солнца — Хорс. Этот бог почитался и в раннесредневековой Руси. Почему нельзя предположить, что «хIорс» (орс) в культовом танце означало «Солнце» (бог)? Сложнее дело обстоит со второй половиной «тох» или «тоъ» (имеется и другая неосновная форма возгласа: «хIорс-вай (орс-вай)». «Тох» означает «бей, стучи, ударь». Возможно, что «тох» появилось позднее, придав эмоциональную окраску бешенному ритму танца, как в «вай». Предположительно можно сказать, что этимологию это слово ведет от предлога «тIе» (на, к), т. е. «ХIорс тIе» — к Солнцу, на Солнце, что означало посвящение богу Солнца.
…Когда затихнут звуки неистового танца, мы думаем не о мистерии небесных светил, а о благородстве и доблести, ибо чеченские танцы с их неистовым ритмом и одновременной строгостью движений, поистине — прекрасный гимн свободе!
© Хожаев
© Газета «Чеченец» 1998 г.