Артисты Национального балета Грузии «Сухишвили»

В минувший четверг перед выступлением во Дворце металлургов в пресс-клуб «Приазовского рабочего» приехали участники легендарного Национального грузинского балета «Сухишвили» – художественный руководитель, балетмейстер и внук основателя коллектива Илико СУХИШВИЛИ, хореограф Инга СУХИШВИЛИ и солист-танцор Отари ШАРМАНАШВИЛИ. Причем Отар приехал в редакцию с «боевым» шрамом на щеке – получил в Киеве легкую травму во время танца с мечами. Артистов сопровождал тур-менеджер Юрий ДРОЗДОВ, который рассказал:

- Тур коллектива, в котором работают 65 танцоров, начался 24 октября в Украине и продолжится по Восточной Европе до 9 декабря. Танцевать балет будет в 28 городах Украины и 8 городах Чехии, Польши, Литвы, Эстонии. В Мариуполе балет «Сухишвили» выступает впервые.

Справка. Имена основателей знаменитого Национального балета Грузии Илико Сухишвили и Нино Рами-швили овеяны легендой. Балет стал первым ансамблем народного танца, который выступил на подмостках знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала». После заключительного танца артистов трижды вызывали на бис. Во время гастролей на Бродвее выступление Грузинского национального балета было названо лучшим шоу года, а сам коллектив - лучшим балетом Бродвея. В коллекции «Сухишвили» - награда королевы Великобритании. Золотую медаль жюри фестиваля патриарху грузинской хореографии еще в 1935 году передала королева-мать Елизавета, восхищенная сольным номером основателя ансамбля Илико Сухишвили. В 2005 году коллектив отметил свое 60-летие большим европейским турне. В целом за всю свою историю ансамбль дал до десяти тысяч выступлений, посетив 88 стран мира с более чем двумя сотнями гастролей.

Поэтому журналисты практически всех СМИ Мариуполя, собравшиеся в пресс-клубе «Приазовского рабочего», начали общение с артистами, вспомнив многочисленные мифы, окутавшие знаменитое имя Сухишвили.

- Есть такая легенда, что выступление вашего деда смотрел Иосиф Сталин, - прозвучал первый вопрос к Илико. - И он настолько был поражен искусством танца, что предложил артисту: проси, что хочешь. Дед попросил портрет вождя с собственным автографом. Насколько эта легенда правдива и какова судьба портрета?

Илико. - Дедушка и Сталин были жителями одного села. После съезда партии во время концерта на даче Сталина действительно был такой эпизод. Что-то просить нескромное было опасно, поэтому дед и заговорил о портрете с подписью. На второй день в номер гостиницы пришли чекисты. Никто не знал зачем. Как выяснилось, принесли этот портрет. Через несколько лет, когда дедушка с бабушкой переехали на новую квартиру, какой-то генерал захотел разделить эту квартиру – кого-то поселить еще. Но, когда представители власти пришли и увидели этот порт-рет Сталина с его автографом, они, пятясь, вышли из квартиры. Сейчас портрет хранится в семье.

- Если бы сегодня президент Грузии предложил вам что-то попросить, какое желание вы бы высказали?

Инга. – А мы уже попросили… автобус, и он нам подарил микроавтобус «Мерседес». На нем написали название ансамбля. Ездим по Грузии.

- Илико, у вас есть 12-летняя дочь. Если она будет танцевать, то это уже будет четвертое поколение в балете «Сухишвили»?

Илико. - Если у нее получится профессионально выйти на сцену, значит, она будет выступать.

Инга. - Это редкий случай, когда третье поколение работает в таком искусстве. Обычно, как говорят, природа отдыхает на внуках либо детях. Я думаю, это действуют какие-то сила и энергия, которыми обладали мои свекр и свекровь – Нино и Илико. Они начинали работать в оперном театре Тбилиси, танцевали в грузин-ских балетах. У Илико была мечта создать свой коллектив. А после войны ничего не было. Играли даже на венском стуле, используя его вместо ударного инструмента. Меняли вещи из дома на музыкальные инструменты. И вот Илико пошел в ЦК партии к секретарю, курирующему культуру, и всю ночь для него пел и танцевал, чтобы убедить, что есть программа и есть основание для создания балета. И секретарь понял, что это необходимо всей республике. Прошло 60 лет. Многое изменилось, так как искусство развивается. У нас есть старые и новые номера.

- Не возникало проблем при транспортировке реквизита – кинжалов и сабель через границы?

Отари. - В Америке мы не использовали кинжалы. Номер с кинжалами делали, но без них.

Юрий. - В рамках тура, когда из Молдовы въезжали в Украину, украинская таможня проверяла багаж и решала: считать ли незаточенные кинжалы оружием. Пришлось звать экспертов, которые сделали заключение, что это все же не холодное оружие.

- Вы начали тур, когда на мир обрушился экономический кризис. Это вам не помешало?

Юрий . - Начало тура совпало с резким подъемом курса доллара. Но мы не отменили ни одного концерта, несмотря на то, что это было убыточно.

Инга. - Но начиная с концертов в Киеве у нас аншлаги.

- В Мариуполе вы успели уже пообедать. А город впечатление оставил?

Отари. - Обед понравился. Город рассмотреть не успели, но большой меткомбинат заметили.

Инга. - А самое главное впечатление - в Украине замечательные зрители и удивительно гостеприимный народ. Не было еще ни одного концерта без вызова на бис. В Киеве нас вызывали дважды, во Львове – четыре раза, В Черновцах – восемь. Но в тех городах, где на сцене не поднимали занавес для выхода артистов на бис, мы 35 минут кланялись, пока у зрителей не уставали от хлопков ладони.

х х х

Прощаясь с гостями, журналисты «ПР» от редакции «Приазовского рабочего» вручили сувениры. Инга Сухишвили, надев кепку с логотипом газеты, так ее и не снимала, уехав на репетицию во Дворец металлургов в ней. А на концерте был аншлаг. Зрители стояли даже в проходах, так как мест в зале хватило не всем. О том, как именно прошло выступление, читайте в пятничном номере на странице «Тусовка».