K A V K A Z

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » K A V K A Z » НАША МУЗЫКА » Народные музыкальные инструменты


Народные музыкальные инструменты

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Самобытностью отличается музыкальный инструментарий абхазов; включающий духовые, щипковые и смычковые инструменты: ачарпын, аюмаа, ахымаа и апхьарца. Самым излюбленным инструментом является апхьарца. Это — двухструнный инструмент с узким веретенообразным корпусом. Головка, шейка и корпус изготовляются из одного дерева. Корпус долбленый, дно выпуклое, дека плоская, еловая. В деке вырезаны резонаторные отверстия. На тыльной стороне корпуса, у перехода его в шейку, имеется отверстие, в которое, как в футляр, опускается смычок. Струны жильные, внизу привязываются к струнодержателю в виде деревянной планки. Подставка для струн высокая, выгнутая. Смычок прямой, волос его конский, который перед игрой натирают смолой, прикрепленной к тыльной стороне корпуса. Играют на апхьарце сидя, держа инструмент опущенным вниз в наклонном положении, зажав конец корпуса между коленями. Под аккомпанемент апхьарцы пелись в основном историко-героические песни. В прошлом в каждом отряде были свои апхьарцисты. Они ходили в бой впереди войска. Название «апхьарца» по своему происхождению связано с военным бытом народа и восходит к слову «апхъарцага», что в переводе на русский означает «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы используют пение под апхьарцу и как целительное средство.

0

2

ФОТОГРАФИИ ИНСТРУМЕНТОВ

Ачамгур, апхярца.
Амирзаан.
Аюмаа.
Ачарпын, ахымаа.
Адаул, аинкяга.

Абхазская народная музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов народного творчества много песен, музыкальный строй которых свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абхазском музыкальном фольклоре занимает историко-героический эпос, ярко отразивший суровую и мужественную жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в современных народных песнях. Среди абхазских музыкальных инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абхазских песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в национальном фольклоре встречаются образцы и инструментальной музыки.

Записями абхазских народных песен занимались К. Дзидзария, К. Ковач, И. Лакербай, Д. Н. Шведов, А. М. Баланчивадзе, И. Кортуа, А. Позднеев и др. На основе абхазского народного творчества созданы оперы: "Изгнанники" Шведова (постановка 1940, Москва, Ансамбль ВТО, отрывки), "Мзия" Баланчивадзе (постановка 1950), симфонические, камерно-инструментальные и вокальные произведения.

С 20-х годов XX века интенсивно развивается профессиональная музыкальная культура. В 1930 в Сухуме открыты Государственное музыкальное училище и музыкальная школа, при которых вскоре начали функционировать Народный хор под руководством П. Панцулая, симфонический и духовой оркестры, Государственный струнный квартет. В 1966 при музыкальном училище была организована Оперная студия.

В настоящее время большую творческую работу ведут Абхазская государственная филармония, Государственный ансамбль песни и танца А., хоровая капелла, симфонический оркестр, Дом народного творчества с его единственным в мире хором столетних народных певцов. Развито самодеятельное искусство.

0

3

История Грузинских народных музыкальных инструментов

   Инструментариум грузинских народных музыкальных инструментов состоит из струнных, духовых, ударных и клавишных инструментов. Струнные инструменты делятся на подгруппы: ручные (звук получают прикосновением пальцев к струнам) и смычковые. К ручным относятся: Пандури, Чонгури, Чанги. К смычковым Чунири-Чианури. Духовым относятся: многостволная свирель Ларчем-Соинари, языковый и безязычный Саламури, Дудуки, Гудаствири (волынка) и Чибони. К ударным инструментам относятся: Доли, Даира, Диплипито, Цинцила. К клавишным инструментам относятся: Бузика,Тико-Тико и Аккордеон.
    Аккордеон и Тико-тико трудно причислить к грузинским народным инструментам,

Чанги, пандури, ши-мекшве, грузинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, род угловой арфы. Корпус в форме продолговатого прямоугольника, к которому под прямым углом прикреплена шейка с колками. Струны (6—11) из кручёного конского волоса или шёлковые, разной толщины. Распространён 6-струнный (сванский) Ч., применяется для аккомпанемента пению. Усовершенствованные современные Ч. — с 16 волосяными или с 23 жильными струнами. Семейство Ч. (3 вида разных размеров) с 13 жильными (или капроновыми) струнами с хроматической настройкой

0

4

Распространение грузинских музыкальных инструментов

0

5

Дудук-низкооктавная флейта, высекаемая из армянского абрикоса становится одним из самых модных восточных инструментов среди известных западных музыкантов!
Дудук мастерят из абрикосового дерева, хотя пробовали делать из груши, сливы и даже яблони. Однако звучит только абрикос. Удивительное совпадение, ведь абрикос по-латыни — «фруктус арменика» - армянский фрукт. И дудук -самый народный армянский музыкальный инструмент делают именно из абрикоса. Интересно, что до 20-х - 30-х годов прошлого столетия этот инструмент и название-то носил «душа абрикосового дерева» (по-армянски - «циранапох»), а русское название - дудук - прижилось уже после 1930 года.

0

6

ЗУРНА

Зурна — древний персидский музык. инструмент, род рожка, с мундштуком, как у гобоя.

Зурна - одна из немногих музыкальных инструментов, способная сильно взволновать слушателей. Это прежде всего связано с конструктивными особенностями самого инструмента.
Составные части зурны - ствол, втулка, штифт, трость, розетка и колпачок.
Пронзительное звучание зурны обусловлено небольшим диаметром трости, наличием штифта и широкой мензурой.

В наши дни, зурна, кроме Азербайджана, под таким же названием известна на территории Турции, Ирана, Грузии, Аджарии, Армении, Дагестане, Чечни и Ингушетии, Греции, Македонии и в арабских странах. В Дагестане её называют также зурнай (кумыки), зурнау (лакцы), зинрав (даргинцы), сурьмай (кубачинцы), в Кабардино-Балкарии -накырэ или накира. Инструменты типа зурны распространены в Афганистане, Узбекистане, Таджикистане и Кара-Калпакии, где именуются сурна, в Египте - замр, а в Алжире - зорна, гаита. Среди уйгуров она известна под названием сунай или сона, калмыков - бичкю, бурятов - бишкур.

Памятники древней культуры, стихотворные строки классиков поэзии, миниатюрная живопись, заметки путешественников свидетельствуют о том, что в Азербайджане любили сочинять, петь, слушать песни, мелодии и мугамы, танцевать в сопровождении различных музыкальных, инструментов. Свидетельством тому является богатство фольклорной музыки и разнообразие народных инструментов. В памятниках письменности средневекового Азербайджана находим название 32 струнных, 23 духовых, 16 перепоночных (мембранных) и 17 самозвучащих инструментов. По силе звучания среди них особенно отличался духовой инструмент зурна, который в народе также называют "гара зурна" (дословный перевод "черная зурна") - Это название инструмента связываю с цветом ствола (он со временем чернеет), или же с необычайной громкостью звучания. Некоторые исследователи отмечают, что название инструмента произошло от слов "сур" (радость, праздник) и "най" (тростник), т.е. инструмент, сопровождающий праздничные, свадебные церемонии и обряды. Не исключено, что название инструмента в основе имеет слово "зор-ун" - звук, извлекаемый силой.

Зурна упоминается еще в эпосе "Китаби - Деде Гор-гуд", стихах средневековых поэтов Гатрана Тебризи, Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви, Имадеддина Насими, Габиби, Нейматуллаха Кишвери. Под её звуки азербайджанский народ провожал своих сыновей на защиту отчизны, а в мирные дни без нее не проходила ни одна свадьба, праздничное шествие, народные игры и спортивные состязания, скачки, увеселения, бой петухов и баранов. Под чарующие звуки зурны шло шествие жениха и его близких к дому невесты, подносили подарки, провожали невесту с подругами в баню. Под мелодию "Гялин атланды" невеста садилась на лошадь и отправлялась в дом жениха, а наигрышем "Сэхэри" ("Утренняя") завершалась свадьба.

Звуки зурны были слышны во время спортивной игры "Зорхана", представления "Джыдыр", "Кендирбаз", "Коса и гялин". На пародийных представлениях (масгара) выступали зурначи. На инструменте играли во время жатвы и сенокоса. Зурна применялась и к обрядовой культовой музыке звучала совместно с гавалом в траурном обряде "Ашура пеню". Зурна была распространена и среди цыган.

Отношение к этому инструменту нашло свое отражение в различных изречениях, пословицах: зурнанын сеси узагдан хош гяляр (звук зурны лишь издали приятен); гыз оз башына галса, я нагарачыя, я зурначия гедяр (если девушку не держать строго, она выйдет замуж за нагарачы или зурначы); думбулла гяляр зурна иля гедяр (кто придет с думбулом, тот уйдет с зурной) и поговорках - зур-ная пууб чалмаг (положив в зурну, играть, т.е. опозорить, опорочить, обесславить), зурнасы сонрая галыб (его зурна осталась на потом - так говорят о плохих последствиях), элиня зурна вермяк (положить в руку зурну, т.е. пустые обещания), зурна багламаг (зурну вешать - говорить в след, клеветать), зурна чалмаг (играть на зурне - бессмысленные, пустые разговоры).

В Азербайджане прославились виртуозные исполнители-зурначи, имена которых передаются из поколения в поколение: в Карабахе Наджафгулу, Мамед, Тан-рыверди, Мухтар Маныев, Акбар, Черкез, Орудж, Бала-киши, Гашим, Дадаш, Гараш Аллахвердиев, Ибрагим Ис-кендеров, Фарадж Кялянтарли, Кераналы Раджаб, Рустам, Сулейман Зумурхача, Гюльоглу Беарчина, Абдулла, в Товузском районе - Овалара и в Гяндже - Туттек Бей-лар, в Лачыне - Байрамалы, в Басаркечаре - Меджид Шихалиева, в Губа-Хачмазской зоне - Гарачы Ага, Гюль-баба, Уста Аловсат, в Ширване - Али Керимов, Мансыр Рустамов, в Сальяне - Гасан Бахшы оглу. Их исполнительское мастерство продолжили Габибиллах Джафаров, Алафсар Рагимов (Шекинский район), Аббас Исмайлов, Мусеиб Аббасов, Акбер Гасанов (Товуз), Мухаммед Аб-басов (Барда), Мамед Мамедов (Шамкирский район), Нурага Рахманов, Агаси Агасизаде, Амрах Оджагов (Де-вечи), Абыш Абышов (Хачмаз), Ибад Ибрагимов (Уджар-ский район), Алиш Мурадов (Агдам), Агали Алиев (Гянджа), Абдулла Гасымов (Газах), Хасрат Гусейнов, Рашид Мамедов (Кюрдамир), Иззаталы Зульфигаров (Гобустан), Манаф Мамедов (Сальян), Алиджавад Джавадов (Исма-иллы) и другие.

0

7

Чарующие звуки балабана

По письменным источникам на территории Азербайджана в свое время бытовали свыше 20 духовых музыкальных инструментов, отличающихся между собой по конструкции, способу звукоизвлечения и звучанию. Они, согласно современной классификации, относились к губным (ней, ксул, ян-тутек, най, мусигар, келенай, мизмар, тутек, бурбуг), язычковым (сюмсю, сюмсю-балабан, тулум, шапбыр-балабан, балабан, зурна, арган), мундштучным (бут, бургу, гавдум, каранай, нефир, шах-нефир, шейпур) видам духовых инструментов.

Ныне из перечисленных музыкальных инструментов употребляется менее половины, причем наиболее распространенными являются балабан, зурна, тутек, ней и тулум. Среди последних своим нежным, бархатным, необыкновенно лирическим и певучим звучанием отличается балабан, часто называемый из-за сплющенной трости "ясты-балабаном". В Нахчыванской АР, Гянджа-Газахской и Карабахской зонах Азербайджана он известен под названием "баламан", "мей" или "дюдюк".

Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе "Китаби Деде Горкуд", в стихах классиков азербайджанской поэзии.

Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка.

Ствол (гёвда) представляет собой полую цилиндрическую трубку длиной 280-320 мм, изготовленную (процесс называется "балабан чэкмэк") из абрикосового (преимущественно), орехового, грушевого, самшитового, тутового, кизилового, алычового (дикого) деревьев, а также из унаби.

Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется. Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7. На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие.

С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие - низам пэрдэси (регулирующее отверстие).

Названия игровых отверстий отражают функциональные (баш пэрдэ - 1-е, шах пэрдэ - 4-е, ачыг пэрдэ - 6-е, аяг пэрдэ - 8-е, арха пэрдэ - тыльное), ладовоин-тонационные (сегях пэрдэси - 2-е и 5-е, махур пэрдэси - 7-е и др.) и акустические (низам пэрдэси) признаки инструмента.

В верхнюю часть ствола вставляется трость (гамыш, гаргы, дил), которая изготавливается из камыша (тростника), растущего в безводных местах. Такие камыши не впитывают влагу. Камыш со стороны очищенного наружного слоя сплющивается, образуя двойной язычок плоской формы, и на эту часть надевается регулятор в виде хомута. На другой конец камыша вставляют деревянный стержень диаметром 7-12 мм. Немного ниже от узла конец стягивается и обматывается ниткой. Это делается для того, чтобы при движении регулятора вниз, камыш не сплющивался. На него наносят растительное масло и обжигают на пылающем угле или лампе.

Регулятор (хэрэк, богазлыг, боюндуруг, улама, экме) делается из ивы или виноградной ветки длиной 60 мм и шириной 10 мм. Деревянная ветка разрезается в продольном направлении на две части. После шлифования и смягчения на кипяченной воде изогнутые концы дерева соединяются между собой ниткой и надеваются примерно на середину трости.

При движении его вверх или вниз вдоль мундштука изменяют длину его вибрирующей части и тем самым меняют строй инструмента - в верхнем положении он понижается, а в нижнем - повышается.

Для предохранения трости от повреждения после игры на него надевается деревянный колпачок-зажим (гапаг, агызлыг, кип, бэнд, яшмаг, сыхнаг, гапанча, гысгач) из ивы, фундука, кизила или тутового дерева. Во избежание потери, его соединяют ниткой с регулятором.

Во время игры балабан держат прямо перед собой слегка в наклонном положении, и воздух вдувается в трость инструмента. Под воздействием вдуваемого воздуха, тонкие тростниковые пластинки вибрируют и возникает звук. При этом звук долгое время не прерывается даже тогда, когда исполнитель набирает воздух в легкие. Высота звука изменяется посредством закрытия или открытия игровых отверстий пальцами обеих рук.

Строй инструмента регулируется при помощи регулятора, расширением звуковых отверстий и передвижением мундштука вниз или же вверх. Чтобы уменьшить строй инструмента на полтона или тон, мундштук передвигается назад, или же сверху на корпус надевают "бочонок" - йедэк, удлиняя длину ствола на 8-10 мм.

Полутоны получаются закрытием или открытием игровых отверстий наполовину. Например, для получения звука "соль диез" нужно открывать наполовину отверстие, которое издает звук "ля". Для получения звука "соль бемоль" следует открывать тыльное отверстие наполовину.

Наполовину закрытые отверстия на лицевой части ствола открываются или закрываются с боковой стороны. А тыльное отверстие открывается снизу вверх и в обратном направлении, т.е. сверху вниз, закрывается. Чтобы получить чистые полутоновые звуки, следует разместить средние части пальцев над отверстиями.

Диапазон инструмента от "соль" малой октавы до "до" второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки "до диез", "ре" и "ми бемоль" второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания.

В низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре - мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре - нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки.

Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.

В Азербайджане выросли маститые балабанисты. Среди них можно указать Али Керимова, Шахалы Исмаилова, Гасана Бахшалы оглу, Алиша Гайтараноглу, Мусеиба Аббасова, Шахмурада Тахирова, Бахруза Зейналова, Хасрата Гусейнова, Иззаталы Зульфугарова, Рза Мамедова, Гарачи Исмаила, Джаннаталы Гаддиева, Агасафа Сеидова, Гасана Магеррамова, Алиджавада Джавадова и Фархада Гусейнова.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т.е. на парном балабане): один из них - уста (мастер) - исполняет основную мелодию, а другой - демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) - аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.

При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием "балабанчылар дэстэси". В прошлом при звучании его в составе ансамбля сазанде, наряду с тарой и каманчой, он играл активную роль во время паузы вокальной партии, или уступая им издавал бурдонные звуки. Кроме того, в качестве прикладного назначения на нем играют пастушечьи наигрыши ("Чобан баятысы", "Гоюн овшары") и траурные мелодии ("Матем авазлары" - траурные причитания). Как отмечает в своих воспоминаниях известный азербайджанский певец, режиссер и педагог Гусейнгулу Сарабский (1879-1945), балабан использовался охотниками для заманивания перепелок в расставленные для них сети.

Балабан используется и в ашугских ансамблях. При этом часто применяется его малая разновидность (джура), которая настраивается под саз. В ашукских ансамблях он дублирует мелодию напева, или же на тонике лада создает фон бурдоном. В инструментальных вступлениях к пению ашуга, балабанист исполняет основную мелодию, а ашуг на сазе сопровождает его гармоническими созвучиями. Нередко балабанист, аккомпанируя ашугу, одновременно пританцовывает.

Темброво-динамические возможности инструмента ярко проявляются при сольном исполнении мугама дуэтом балабанистов, несмотря на то, что его звукоряд не позволяет исполнять все его разделы. Поэтому обычно мугамные дастгяхи исполняются балабанистами в сокращенном виде. При этом, учитывая диапазон инструмента, выбираются различные тональности, свойственные мугамам и его разделам. Роль уста-балабанчи в вокально-инструментальном варианте исполнения мугамов часто меняется. В одних случаях он отходит на задний план, выдерживая только бурдонные звуки, в других - особенно во время наступления большой паузы в вокальной партии, играет активную роль в ведении мелодии или же при подключении в подходящий момент к исполнению мугамных разделов.

В оркестре народных инструментов в сольном исполнении балабанам поручаются мелодические фразы, а как аккомпанирующий инструмент используются для исполнения гармонических аккордов и бурдонных звуков.

Балабан, как сольный инструмент очень хорошо звучит в произведениях: "Вторая фантазия" Узеира Гаджибекова, "Азербайджан чёллеринде" ("На полях Азербайджана") Муслима Магомаева, "Регс сюитасы" ("Танцевальная сюита") Халила Джафарова. В этих произведениях умело использованы балабаны в высоких и низких регистрах.

Художественно-технические возможности балабана (особенно при исполнении аккордов) ярко проявляются в пьесе "Хаяла даларкан" Сулеймана Алескерова, впервые сочиненной для балабана и оркестра народных инструментов, и в "Пьесе" для четырех балабанов Назима Азимова.

В поэме "Памяти неизвестного солдата" Огтая Зульфигарова звучание балабанов обеспечивает приятную тембровую окраску симфонического оркестра.

В пятидесятые годы игра на балабане была включена в систему профессионального музыкального образования, изучаемой по учебно-методическим пособиям - "школам". На нем обучаются в Национальной Консерватории.

Балабан или ясты балабан известен под этим же названием в Иране и Дагестане, мей - в Турции, дудуки или дудук - в Грузии, Кабардино-Балкарии и Армении, гуань - у уйгуров. Интересно отметить, что под названием балабан (буламан, буламон) или балабон в Кабардино-Балкарии, Узбекистане и Таджикистане распространены духовые инструменты другой конструкции. Они напоминают предшественника балабана - сюмсю-балабан, бытовавший в недалеком прошлом в Азербайджане.

Мелодии, извлекаемые на балабане, ярко отображают все тонкости и прелести музыкального мелоса. Поэтому этот музыкальный инструмент - один из самых любимых у азербайджанского народа.

Саадет Абдуллаева,
профессор Бакинской музыкальной академии.
Журнал "IRS - Наследие wwwazeri.ru

0

8

Дудук-низкооктавная флейта, высекаемая из армянского абрикоса становится одним из самых модных восточных инструментов среди известных западных музыкантов!
Дудук мастерят из абрикосового дерева, хотя пробовали делать из груши, сливы и даже яблони. Однако звучит только абрикос. Удивительное совпадение, ведь абрикос по-латыни — «фруктус арменика» - армянский фрукт. И дудук -самый народный армянский музыкальный инструмент делают именно из абрикоса. Интересно, что до 20-х - 30-х годов прошлого столетия этот инструмент и название-то носил «душа абрикосового дерева» (по-армянски - «циранапох»), а русское название - дудук - прижилось уже после 1930 года.

В силу исторического развития отдельных регионов, в том числе стран Передней, Ближней и Центральной Азии, населенных, в основном, тюркоязычными народами, музыкальные инструменты не были ограничены границами тех или иных государств, входящих в эти регионы. Этим можно объяснить наличие ареалов распространения однотипных струнных, духовых, ударных и самозвучных инструментов. Схожие названия указывают на их единое происхождение. Но, в настоящее время, определить их родину, почти невозможно. Поэтому утверждение, что дудук - это "самый популярный народный армянский музыкальный инструмент" (см. журнал "Питание и общество", 2001, № 5, стр. 8), опираясь лишь на латинское название абрикосового дерева (используемое обычно для изготовления стволов духовых инструментов) Armeniaca (по заключению крупного русского ботаника, академика П.М.Жуковского названного ошибочно), является нелепым. Кстати, этот популярный народный инструмент под различными названиями: "дудук", "балабан", "баламан", "бала-бон", "мей" распространен на территории от Турции до Центральной Азии. А само название "дудук" впервые упоминается в героическом эпосе тюрков-огузов "Китаби-Деде Горгуд" ("Книга Праотца Горгуда"), в котором нашли отражение жизнь и быт огузовVI-VII и более ранних веков.

Так же нелепо выглядят утверждения о том, что родиной духового инструмента сринг (прототип нея), струнного тара (самого популярного инструмента в Азербайджане и неразрывно связанного с мугамным искусством) и канона (в арабском и тюркском мире известного как канун) является Восточная или Западная Армения. Появление дгола (известный в других странах как "нагара", "доли", "гавал", "дал-дам", "барабан", "кялмас", "даума" и т.д.) связывается с культом поклонения древней богине Анахит (300-200 гг. до н.э.). Подчеркивается, что зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе "Давид Сасунский" (см. http://www.hayastan.ru), а Армянское нагорье - считается родиной смычка (см. Сборник материалов Второго Международного музыковедческого симпозиума, Самарканд, 7-12 октября 1983 г. Москва, Сов. Композитор, 1987, с. 187-192). В этой связи напрашивается вопрос. По какой причине названия музыкальных инструментов, якобы зародившихся на этой территории, имеют персидское, арабское или тюркское, а не армянское происхождение? Почему ныне в Армении распространен лишь один вид уда и кануна, а по данным западноевропейских музыковедов в арабских странах известно 32 разновидностей уда и 12 -кануна?

С другой стороны, подробное описание, раскрытие акустических особенностей и интервальных соотношений звукорядов инструментов, считающихся армянскими, находим, в основном, в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей, как Абу Наср ал-Фараби (ум. в 950 г.), Абу Али Ибн Сины (Авиценна, 980-1037), Сафи ад-Дина Урмави (1216/17-1294), Абд ал-Кадира Мараги (1353-1434/35), Дарвиша Али Чанги (XVI в.); в произведениях корифеев восточной поэзии: Абу Абд-Аллаха Рудаки (884-940), Абу ал-Хасана Фирдоуси (ок. 940-1020 или 1030), Гатрана Табризи (1010-1080), Хагани Ширвани (1120/1199), Низами Гянджеви (1141-1209), Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325), Имад ад-Дина Насими (1369-1417), Алишера Навои (1441-1501), Мухаммеда Физули (1498-1552) и др.

Следует отметить, что Абу Наср ал-Фараби в свое время описывал хорасанский и багдадский, а Абд ал-Кадир Марата - ширванский и турецкий виды танбура. Также известны его могодская, афганская, иранская и индийская разновидности.

0

9

Интересно было бы послушать как звучат данные инструменты.К своему стыду не слышал ни одного!

0

10

А мне больше по душе доли!
Доли является широко распространенным ударным инструментом. Оно представляет собой маленькую деревянную цилиндр. Обе стороны которого закрыты туго натянутой кожей. Кожа прикреплена к корпусу ремнями (верёвкой), а металлические кольца  используются для натягивания кожи на поверхность. На Доли играют пальцами рук и ладонями. Во время игры инструмент держат в левую подмышку или висит на левом плече. Доли играют в сидячем положении или танцуют во время игры. Чтобы получить эффект «Forte» ладонями ударяют в центре звуковоспроизводящей поверхности, а чтоб получить эффект «Piano» на краях Доли. Корпус доли сделан из дерево. Ему дают форму цилиндра, а потом натягивают кожу. Соотношение между высоты Доли и диаметром звуковоспроизводящей поверхности около 3/1. На Доли играют только мужчины. Доли определяет ритм танца при исполнении танцевальной мелодии. Доли часто обьединяют в ансамбль вместе с Чонгури, Чибони, Зурна, Дудуки а иногда и с Саламури.
       Подарили мне в прошлом году так до сих пор набарабаниться не могу  :)

0

11

Хубияр опять начинается "чья долма вкуснее".

Я согласен с тобой, хотя и много различий меж нами, но есть и много общего, результат проживания в бок о бок веками, взаимаобогошение культур неизбежно.

Cамый популярный народный армянский музыкальный инструмент дудук, является нелепым. Кстати, этот популярный народный инструмент под различными названиями: "дудук", "балабан", "баламан", "бала-бон", "мей" распространен на территории от Турции до Центральной Азии. А само название "дудук" впервые упоминается в героическом эпосе тюрков-огузов "Китаби-Деде Горгуд" ("Книга Праотца Горгуда"), в котором нашли отражение жизнь и быт огузовVI-VII и более ранних веков.

Какие бы доводы ты не приносил, они меня не убедят, согласисись я лучше знаю какой инструмент более популярен у нас, главное умение на ней играть.

В принципе мне всё равно, кто и когда изобрёл дудук, главное умение сынов и дочерей планеты Земля, извлекать красивые звуки, с столь чудесного инструмента.
Я не хвастоюсь но мне приятно, что весь мир знает этот инструменнт  как армениниский дудук, может  они не знают твоё мнение Хубияр, и не знакомы с этимы ссылками, без обид, особенно впечетлил, ссылка на журнал "Питания и общество". :D

Ребят может слышали о током исполнителе как Дживан Гаспарян, сейчас он самый востребованный исполнитель с Кавказа на дудуке, один из последних крупных проектов, где звучал дудук в его исполнении, небезизвестный фильм "Гладиатор" с Расселом Кроу, хотя фильм мне не очень понравился, думаю в этом жанре нет пока конкуренции "Храброму Сердцу".
____________________________________________________________________

Из грузинского фолка мне очень нравятся музыка к народным танцам, прекрасное сочетание красивого звучания и динамики.

К сожелению с азербайджанским фолком я не очень знаком, но музыка с мульта "Ну погади", когда волк попадает в курятник, вообще сила, думаю она не только мне нравится.
Кстати ты не мог бы и эту песню скинуть в раздел музыка Азербайджана на сайте Бачо, скачал бы с удовольствием.

Отредактировано M.Vahe (2005-03-01 22:06:17)

0

12

Умею играть на табурете. На нервах не очень, хотя многие считают, что я себя просто недооцениваю. Раньше еще на бутылке умел, пока не запил - материала много стало, а талант - он у меня вещь ограниченная. Кризис жанра :)
Из азербайджанских инструментов нравится гара-зурна, гармон (это не ошибка, просто в азербайджанском языке мягкий знак отсутствует :). Прекрасное исполнение на гармоне, как впрочем и на балабане, можно послушать в композициях Алихана Самедова.
Понимаю, что не по теме, но люблю джаз к сожалению ныне покойного Вагифа Мустафа-заде (не только потому, что мы тезки) и его дочери Азизы. Очень богаты джазовые традиции Грузии. Я в Тбилиси, помню, даже в клубе был. "Noa-Noa" назывался. Жаль в тот день бенд не играл

0

13

"Ля кяманча"

0

14

Грузинский дудуки весьма своеобразный с приятным этаким басовым звучанием…  Трель  то есть  медодия  грузинского дудука обладает весьма неповторимыми  каноническим звучанием …   Игра на грузинском дудуке может звучать и как трио..   Поистине это волшебство..

Отредактировано Gorets (2007-12-19 20:18:00)

0

15

Великое звучание грузинских дудук... Грузинский дудук - древний язычковый духовой музыкальный инструмент. По своей конструкции он достаточно близок к баламану (балабану) - духовому инструменту, распространенному в Азербайджане, Дагестане, Таджикистане, Узбекистане и других районах Средней Азии. Грузинский "дудуки" практически аналогичен армянскому дудуку. Близкие по конструкции и звучанию духовые инструменты есть и у народов России, Белоруссии, Болгарии, Югославии и Турции. Дудук обладает мягким, глухим звуком, бархатистым тембром. Как правило, он используется в ансамблях. На дудуке исполняются мугамы (пастушеские наигрыши), танцевальные мелодии, а иногда и своеобразные дуэты (первый играет мелодию, второй - монотонную басовую партию). В начале XX века В.Г Буни сконструировал три разновидности дудуков разных регистров, которые успешно звучат в фольклорных ансамблях и по сей день.

0

16

Насчет распостранения дудука в других странах… Так мне кажется что звучания  дудуки в других странах  весьма примитивно..  Скажем в отличии Грузии и Армении…

0

17

Кстати, народ... у меня есть несколько записей - дудук и современный инструментал... Если хотите - выложу на сайте...

0

18

Мир Кавказу! Что не услышал и не увидел ничего  по поводу гармони.  Вижу активного участника, но не хочу называть по нику "eshmak" как то  не то.  Если не трудно подскажите где можно увидеть услышать гармонь, или найти самоучители по гармони но именно национальные. :)

Отредактировано ALIK1963 (2011-06-15 22:17:24)

0

19

Мир Кавказу! Что не услышал и не увидел ничего  по поводу гармони.  Вижу активного участника, но не хочу называть по нику "eshmak" как то  не то.  Если не трудно подскажите где можно увидеть услышать гармонь, или найти самоучители по гармони но именно национальные. :)

:biggrin:  :biggrin:  :biggrin:

...это кому это здесь мой ник не нравится, а?))))))

... я в обучении нотной грамоте не сильна, но по-моему, нужно просто научиться владеть инструментом, а дальше уж играть, что душе заблагорассудится...

... что же до самоучителей, то самый простой выход, имхо, интернет...

... например, ВОТ

Отредактировано eshmakuna (2011-06-18 16:53:46)

0

20

День добрый, спасибо за ответ, но предлагаемое не то ( аккордеон),  по поводу самоучителя. в каждом есть  предлагаемое  конкретным лицом,  на личном опыте опробованное дело. Насчет русских произведений, могу сам  помочь инаверняка быть полезным. Национальные ( груз.) произведения  мало, практически на  простой гармони не исполняются, колорит не тот ( не та сочность).
      Насчет  ника как вам сказать, опасаюсь  даже думать об этих " ребятах", а ваш ник, просто обязывает  их вспоминать и хочеш не хочеш лезут в голову. Дело личное, я о своих "тараканах".

Отредактировано ALIK1963 (2011-06-18 19:51:07)

0


Вы здесь » K A V K A Z » НАША МУЗЫКА » Народные музыкальные инструменты