K A V K A Z

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » K A V K A Z » КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО » Дольмены


Дольмены

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Дорогие граждане форумчане! Позвольте набраться наглости и открыть новую тему. Я просто фанатею от дольменов, это такое чудо, не меньшее чем египетские пирамиды. Когда бываю на Кавказе, всегда посещаю ближайшие дольмены. Особенно интересны "дикие" неокультуренные дольмены. В интернете давно перечитал все материалы, которые можно найти простым поиском. Ко всем огромная просьба, если кто знает незатоптанный дольмен (на это конечно надежды мало) или интересную ссылку, пишите! Буду надеяться

0

2

vmamont а что такое дольмен? интересно узнать.

0

3

vmamont а что такое дольмен? интересно узнать.

да уж будь добр и мне интерестно что это такое

0

4

Дольмен  в переводе с бретонского - tol - стол, men - камень. Древнее (в основном 3-2 тыс. до н.э., по другим оценкам до 10 тыс. до н.э.) погребальное каменное сооружение, накрытое плоской плитой. Распространены в приморских районах Кавказа, Крыма, Европы, Азии и Северной Америки.
Наши Кавказские дольмены очень красивы! Древние кавказские народы весьма трепетно относились к дольменам, хотя, по другим источникам, дольмены, как и пирамиды, ограблены в глубокой древности. Но древние не использовали материал дольменов при строительстве дорог. У казаков тоже не было почтения к дольменам. Всех конечно можно понять, нам ничего не остается. Коротко все. Дальше в любом поисковике набираешь по-русски дольмен... и море информации, сампй всякой, есть даже секс  в дольменах.

0

5

Дольмен  в переводе с бретонского погребальное каменное сооружение, накрытое плоской плитой.

есть даже секс в дольменах


Что то я как представил себе это дурно стало :blink:

0

6

Секс в дольменах это наверно  very good.А кто знает определение слова "клоака"? :rolleyes:

0

7

я как представил себе это дурно стало

Дорогой Бачо! не огорчайся раньше времени! Дольмены это такое величие, как представишь, что ему не меньше 4 тыс., выпивыешь неподалеку свою большую рюмку и задуматься хочется о многом. Как то раз мы с приятелем в Красной поляне часа 3 искали знакомый дольмен, прочесали весь лесок от поселка до горы Ачишхо несколько раз, потом уже на выходе бросили рюкзаки у камня, а это оказался наш знакомый, давно мы у него не были.
Сейчас развилось множество культов или сект вокруг этого замечательного явления.К дольменам ездят попросить - денег, ребенка, счастья, здоровья, ну и, конечно, высших способностей. К дольменам ездят открывать третий глаз и ясновидение, заниматься ченелингом (сам не знаю что это?), предсказанием будущего, ездят на контакты с иными цивилизациями или чтобы открыть портал в другое измерение, ездят добывать тайные древние знания, и даже, что так напугало нашего дорогого Бачо, заняться сексом.
Не надо над этим задумываться, открой хоть вот эту ссылку
http://www.divnomorsk.ru/tolmen/index.htm и посмотри картинки
С уважением vmamont

0

8

я как представил себе это дурно стало

Дорогой Бачо! не огорчайся раньше времени! Дольмены это такое величие, как представишь, что ему не меньше 4 тыс., выпивыешь неподалеку свою большую рюмку и задуматься хочется о многом. Как то раз мы с приятелем в Красной поляне часа 3 искали знакомый дольмен, прочесали весь лесок от поселка до горы Ачишхо несколько раз, потом уже на выходе бросили рюкзаки у камня, а это оказался наш знакомый, давно мы у него не были.
Сейчас развилось множество культов или сект вокруг этого замечательного явления.К дольменам ездят попросить - денег, ребенка, счастья, здоровья, ну и, конечно, высших способностей. К дольменам ездят открывать третий глаз и ясновидение, заниматься ченелингом (сам не знаю что это?), предсказанием будущего, ездят на контакты с иными цивилизациями или чтобы открыть портал в другое измерение, ездят добывать тайные древние знания, и даже, что так напугало нашего дорогого Бачо, заняться сексом.
Не надо над этим задумываться, открой хоть вот эту ссылку
http://www.divnomorsk.ru/tolmen/index.htm и посмотри картинки
С уважением vmamont

А что же они в таком сотоянии. Ведь как ты говоришь им по 4 000 лет и это не просто булыжники а построение людьми то я думаю что их надо охранять как например пирамиды и ухажывать также. Что же за ними никто не присматривает?

0

9

А я вот как раз с Кубани и нас частенько еще со школой возили к дольменам, да и так очень много народу приезжает! Сразу у многих желание залезть в него и оттуда сфоткаться..правда для меня там было все-таки сыровато))) Но действительно впечатление производит! Особенно когда узнаешь сколько им лет и думаешь как их могли ТОГДА построить..И насчет культов правда..как это не забавно, но есть группы людей(во всяком случае были) , которые регулярно к ним собирались, к наиболее отдаленным, и там чет творили...магическое!))

0

10

Надписи на асомтаврули в Болниси (письменность 5 век)

0

11

ДОЛЬМЕНЫ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Честь открытия дольменов на Кавказе принадлежит П.С. Палласу. В 1794 г. он обратил внимание на дольмены у местечка Чокрак-Кой на Таманском полуострове (вероятно, у станицы Фонталовской).
Позже, в 1837 г. эти же дольмены видел Фредерик Дюбуа де Монперэ.
К.К. Гёрц в середине XIX в. попытался найти дольменную группу Чокрай-кой, но это сделать ему уже не удалось - дольмены были уничтожены.

0

12

В 1818 г. член Одесского общества истории и древностей Тетбу де Мариньи открыл на р. Пшаде новую группу дольменов, состоявшую из шести строений. Здесь же слышал он от черкесов легенду, что дольмены построены великанами для карликов, которые "для верховой езды использовали зайцев".

Дж. Белл в 1837 - 1839 гг. Также осмотрел пшадские дольмены, расположенные возле военного поста. Кроме пшадских сооружений Дж. Белл видел так же некоторые другие дольмены, стоящие на землях черкесов. Позже директор Керченского музея А.Б. Ашик более детально описал дольмены Пшады, указав их величину.

Таковы первые сведения о западно-кавказских дольменах и первые попытки их осмысления. К середине XIX в. молодая русская археологическая наука испытывала подъём. К древностям страны проявляли интерес интеллигенция и военнослужащие.

0

13

В 1865 г. инженер Гилев обнаружил дольмены близ укрепления Лазаревского.

Первые сведения о кавказских дольменах сразу же заинтересовали известного специалиста по мегалитам Г. Бонштеттена. Он считал, что Кавказ (Черкессия) явился тем пунктом, через посредство которого дольмены из Азии (Индии) распространились двумя ветвями по Средиземноморью и по Северной Европе, а затем, в период затухания дольменной культуры, на север Африки, где носители культуры окончательно осели.

В 1865 - 1870 гг. хранитель Кавказского музея в г. Тифлисе Ф.С. Байерн занялся изучением архитектурных сооружений Кавказа, в том числе и дольменов. Он осмотрел древние постройки у селений Пшада, Берегового и Джубги, а также те сооружения, которые находились на "землях выселившихся тогда шапсугов". Им было сделано описание первого обнаруженного в Причерноморье корытообразного дольмена, стоявшего в бассейне р. Пшады.

0

14

Ф.С. Байерн впервые обратил серьёзное внимание и на места расположения дольменов, их ориентацию, на материал, из которого строили эти гробницы и даже попробовал связывать местные сооружения с постройками других регионов. К сожалению, полные раскопки дольменов он не производил.

Впервые их раскопками занялся в 1869-1870 гг. полковник Н.Л. Каменев. Он проводил свои работы по р. Белой возле станиц Абадзехской, Даховской и по р. Фарс. Помимо обычных дольменов, Н.Л. Каменев расчистил также одиннадцатигранный подкурганный дольмен у ст-цы Царской (ныне Новосвободная). Работы Н.Л. Каменева показали перспективность исследования кавказских дольменов.

9 декабря 1875 г. в Тифлисе торжественно было открыто Общество Любителей кавказской археологии, и этот же день его председатель А.П. Берже прочитал доклад программного характера. В нём ещё раз был поставлен вопрос о необходимости изучения дольменов, тем более что они распространены по всему миру и всегда встречаются в приморских странах.

В 1876 г. с большой работой "Мегалитические памятники в России" выступил в печати А.С. Уваров. Автор предполагал сравнить мегалиты мира с памятниками России. К сожалению, смерть не позволила ему завершить этот труд.

В период с 1878 по 1886 гг. изучением дольменов стал планомерно заниматься Е.Д. Фелицын. О своих находках он помещал сведения в центральных газетах. Так, в корреспонденции "Из Тифлиса" (газета "Московские ведомости" №129 за 1886 г.) он сообщал об открытии "в верхней части реки Белой двух обширных дольменных групп", содержащих до 200 построек.

Е.Д. Фелицын проделал большую работу, обобщив свои наблюдения в виде довольно стройной монографии. Его труд не потерял своего научного значения, являясь до сих пор справочником для 29 пунктов с дольменными местонахождениями.

0

15

П.С. Уварова с 1879 по 1886 гг. неоднократно посещала различные части Кавказа. В своих путевых заметках она упоминает много различных памятников, в том числе и дольмены по р. Белой, где по местным преданиям их построили "сипы"- карлики. Она описывает виденные ею дольмены по Прикубанью вплоть до "Головинского поста" близ Сочи и даёт обмеры дольмена у Джубги с полукруглой пристройкой, которую называет "двором". Здесь она предприняла раскопки и нашла дольменную втулку. В путевых заметках нет научных обобщений. Но уже в 1892 г. на заседании МАО П.С. Уварова выступила со специальным докладом, в котором затронула ряд общих вопросов. Её доклад явился своеобразным продолжением разысканий А.С. Уварова, посвящённых дольменной проблеме.

В 1886 г. библиотекарь и хранитель музея МАО В.И. Сизов вместе с художником Михайловым предпринял поездку от Новороссийска до Сухума. Среди осмотренных ими памятников были дольмены. В районе Геленджика (у с. Кабардинка) в одном из раскопанных дольменов В.И. Сизов нашёл вещи (роговую муфту, клык кабана и проч.), которые, по его словам, "встречаются в эпоху так называемого каменного века". Обобщая свои наблюдения, В.И. Сизов отмечает, что каменные гробницы (дольмены) наиболее характерны для западной части Кавказа и утверждает их бытование здесь до самого позднего времени.

0

16

В конце XIX в. поисками дольменов занимались не только учёные, но и лица разных профессий. Так, учитель В. Ильин (ст-ца Даховская) описал дольменную группу, расположенную за р. Белой и просил принять меры к её сохранению. Можно думать, что эта группа дольменов примыкала к Дегуакской поляне. Ботаник Н. Альбов обнаружил в бассейне р. Шахе (Старый Кичмай и близ устья р. Бзычь) довольно много дольменов. Географ Л.Я. Апостолов, публикуя географическое описание Кубанской области (1897 г.) в небольшом историческом очерке также упоминает дольмены. Он считает, что они оставлены древнейшими жителями Прикубанья. Л.Я. Апостолов упоминает сооружения, находящиеся у ст. Даховской, Абадзехской, Царской (Новосвободной), Баракаевской и Махошевской.

Исследования русских археологов вызвали естественный интерес среди учёного мира. Венгерский барон Е. Зичи предпринял специальное путешествие на Кавказ для сбора археологических коллекций. Они были систематизированы И.Янко и Б. Посто и в таком виде увидели свет в двухтомном издании. Некоторое место в нём уделено дольменам.

С 1879 г. Кавказ стал посещать известный французский учёный Э. Шантр. Он опубликовал некоторые из местных дольменов и сопоставил их с сооружениями Крыма, Сирии, Индии и других стран. Им была составлена карта распространения дольменов Кавказа, для чего он использовал данные Дюбуа де Монпере, Ф.С. Байерна и Е.Д. Фелицына. На ней древние постройки занимают территорию от Новороссийска и до с. Хамышки.

Археологические работы на Кавказе в 80-х годах проводил Жак де Морган. Им опубликована карта дольменов и других кавказских памятников.

К концу XIX в. русская наука ещё очень немногое знала о дольменах Кавказа. Резкий поворот в их изучении произошёл лишь в результате широких раскопок Н.И. Веселовского в Прикубанье в 1864-1914гг.

Работы Н.И. Веселовского и Е.Д. Фелицына нашли живой отклик в среде любителей старины. Журналист С.И. Васюков пытался обратить внимание не малоизвестные дольменные группы, призывал наладить охрану памятников "и чем скорее, тем лучше и целесообразнее", тем более, что их стали разбирать для строительных целей.

Несомненно, определённую роль в выявлении и охране местных древностей играли музеи. Каждый их них предпринимал всё возможное, чтобы сохранить для науки дольменные памятники. В 1905 г. в Туапсе образовался Научно-промышленный музей, целью которого являлись "всестороннее изучение природы, истории, жизни и промышленности преимущественно Туапсинского округа". Руководство музея обратилось к начальнику туапсинского округа И.И. Неволе с просьбой помочь сохранить дольмены по Майкопскому шоссе, в Джубге и других пунктах. С возникновением "Кубанского этнографического и естественно-исторического музея" (открыт в 1905 г, официально утверждён в 1912 г.) усиливается работа по охране дольменов во внутренних районах края. На основе рапортов заведующего музея войскового старшины И.Е. Гладкого в 1908-1910 гг. были изданы циркуляры об охране дольменов, так как многие из них "разобраны на постройки и изготовление жерновов". Требовалось, чтобы атаманы казачьих отделов" составили списки дольменов с указанием их формы и местоположения".

Газеты начала XX в. пестрели заметками о грабительских раскопках курганов и уничтожении дольменов. Их нужно было срочно исследовать. Встал вопрос о методике соответствующих работ. Такую разработку предложил А.А. Спицын в книге "Археологические разведки". В ней суммарно описаны кавказские дольмены и предложена схема их изучения (указание ориентировки, породы камня, обязательные зарисовки и т.д.).

В 1911 г впервые стало известно о дольменах в районе Красной Поляны.

Таким образом, к 1917 г. в изучении кавказских дольменов наметились две тенденции: желание найти и описать новые дольменные группы и стремление интерпретировать известный материал. Наряду с рядом ценных исследований свет увидели и поверхностные заметки, в которых дольмены описывались на глаз и без всякого научного подхода.

Октябрьская революция всколыхнула Прикубанье и Причерноморье. Только в сентябре 1920 г. в крае наступили относительно мирные дни.

В 1923 г. Б.В. Лунин и М.М. Рейнеке обследовали окрестности Геленджика. Виденные дольмены отнесены к неолиту. Затем Б.В. Лунин обследовал 10 дольменов близ аулов Красно-Александровских на р. Аше. Один из них был раскопан. Интересно то, что Б.В. Лунин уже говорит об открытии дольменов в районе г. Сухуми, но не указывает источник информации.

В 1925 г. действительно в районе абхазского с. Азанта, с помощью учителя Э.Ф. Митафиди, В.И. Стражев описал три дольмена, расположенные у Алеткельского озера. Далее, им были осмотрены дольмены в с. Ачандары. Так было окончательно доказано, что в Абхазии имеются дольменные памятники. Однако эти новые данные не сразу стали достоянием науки.

С 1930 г. начались раскопки дольменов Абхазии - у пос. Кюр-Дере (с. Верхние Эшеры), с. Азанта и у оз. Алиткел. Результаты работ 1930 г.- исследование четырёх дольменов в Эшари - были опубликованы М.М. Иващенко.

Помимо работ в Абхазии, в различных пунктах Западного Кавказа проводились разведки: известным этнографом Л.И. Лавровым описаны дольмены в бассейне р. Аше, И. Стеллецким изучались древние постройки в пос. Красная Поляна и у с. Божьи Воды, а также по р. Цемеске (Гудзева гора); Н.А. Захаровым доследована дольменная гробница с ранним инвентарём близ ст-цы Ярославской. В связи с развитием массового туризма в путеводителях тех лет часто упоминаются дольмены, сведения о них встречаются и в географической литературе.

Таким образом, в предвоенные годы работа по изучению дольменов продолжалась. Основное направление полевых исследований было заострено на изучении мегалитов Абхазии, раскопки дольменов Прикубанья в эти годы почти не производились. Период 1920-1941 гг. характеризуется усиленными поисками строго научных хронологических схем, которые позволили бы всесторонне представить исторические процессы, происходившие в древности на Кавказе.

Великая Отечественная война прервала изучение Кавказа. Специальные обследования, проведённые В.Н. Чернецовым в Прикубанье в 1944 г., показали невосполнимый урон, нанесённый военными действиями музеям Краснодара, Армавира, Кропоткина. Однако уже тогда ИИМК АН СССР начал планировать работы по дальнейшему изучению дольменов Кавказа.

Исключительно много для изучения древностей, непосредственно связанных с дольменной проблемой, сделал А.А. Иессен, который оживлял интерес к ним, требуя их дальнейшего изучения.

Л.Н. Соловьёв специально изучал дольмены Причерноморья, собирал сведения для карты их распространения. Вслед за Б.А. Куфтиным, он рассматривал дольмены в качестве оссуариев и связывал их с абхазо-адыгскими племенами.

С середины 60-х годов изучением дольменов стал заниматься О.М. Джапаридзе. Им были опубликованы итоги раскопок трёх дольменов в с. Верхние Эшери.

Для изучения дольменов Западного Кавказа огромное значение имеет сводка - своеобразный каталог, созданная Л.И. Лавровым. В ней, помимо фактического материала, имеются наблюдения автора по конструкции и типологиии древних построек. Л.И. Лавров высказывает также миграционную точку зрения по поводу их происхождения. Этот труд является крупным вкладом в изучение дольменов.

Начиная с 1957 г. в Краснодарском крае приступила к работе Кубанская экспедиция, руководимая А.А. Формозовым и А.Д. Столяром. Им удалось в итоге раскопок поселений Хаджох, Мешоко, Скала и др. (пос. Каменномостский) обнаружить материал, синхронный майкопскому кургану и Новосвободненским дольменам, датируя его 2500-2000 г. до н.э.

в связи с изучением дольменов интересны также работы этнографа Ш.Д. Инал-Ипа и археолога В.В. Бжания.

Особо следует отметить "Археологическую карту Абхазии", созданную Ю.Н. Вороновым, в которой описаны все известные здесь дольменные группы. В работах, посвящённых отдельным районам Абхазии, Ю.Н. Воронов также обращается к дольменам и их интерпретации. Упомянем ещё небольшое обобщение по древним постройкам, сделанное А.И. Шамотульским, заметку А.П. Рунича о круглом составном дольмене в пос. Лазаревском и работу П.У. Аутлева с описанием Абадзехского поселения и дольменного погребения у ст-цы Новосвободной.

С 1967 г. к изучению дольменов бассейна р. Кубани и Причерноморья приступил специальный отряд, а затем экспедиция, руководимые В.И. Марковиным. Краткие информации об этих работах публиковались в "Археологических открытиях" за 1967-1975 гг. Материалы, добытые в поле и данные литературы легли в основу ряд публикационных статей, книг и докладов. В этих работах, а главным образом, в монографии В.И. Марковин пытался представить ареал дольменных памятников, их типологию (плиточные, составные, корытообразные, монолиты), создать хотя бы ориентировочную хронологическую шкалу видоизменений дольменных памятников (с учётом эволюций в погребальном обряде), описать основной инвентарь. Попутно он остановился на строительной технике дольменов и их культовых особенностей.

0

17

Изучая культурные слои земли и проведя радиоуглеродный анализ органических остатков того времени, археологи пришли к выводу, что Западно-Кавказские  дольмены  строились  с 2700  года до н.э. по 1400 год н.э., т.е. дольменам от 4700 до 3400 лет.

0

18

В переводе с нижнебретонского языка (во французской Британии) дольмен означает "каменный стол". Их подразделяют на четыре типа: плиточные, составные, корытообразные и монолиты.   

а) Обычно плиточный дольмен состоит из 4-х стен, крышки и пола, состоящего из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециидальная. В боковых плитах имеются пазы, в которые входят абсолютно точно подогнанные задняя и передняя плиты. Передняя плита, обрамлённая выступами боковых плит и нависающим козырьком, образует портал. Поскольку дольмены обычно находились под курганными насыпями, эти же выступы ограждали оползание насыпи на переднюю плиту дольмена. Иногда к дольмену пристраивали дополнительный портал или коридоры-дромосы.   

б) Составные дольмены являются довольно редкими постройками и имеют  большое  разнообразие вариантов. Такие дольмены строились из отдельных блоков. Форма камеры в плане: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.   

в) Корытообразные дольмены встречаются часто. В скале или огромной глыбе камня высекалось углубление, похожее на глубокое корыто, затем прикрывалось плитой сверху или опрокидывалось вверх ногами. Делались отверстие и портальные выступы.   

г) Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

Отверстия дольменов закрывались каменными пробками – втулками фаллической формы весом до 150 кг.

0

19

Жившие на Западном Кавказе горские народы - адыги, или как их ещё называли раньше – черкесы, считали дольмены священными сооружениями, почитали их и охраняли. Прибывшие сюда в прошлом веке казаки называли дольмены "богатырская хатка", "дидова" или "чёртова хата". Горцы называли их домами карликов ("испун"). Прибывшие на Западный Кавказ европейцы записали немало легенд, в которых рассказали, как великаны построили дома карликам.   

Давным-давно, во времена, о которых знает и помнит один всемогущий Аллах, в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жило только два племени людей. Племя больших, как дуб, страшных на вид великанов и племя маленьких карликов. Великаны жили в долинах рек и промышляли охотой, а карлики жили высоко в горах, у снегов – в тёмных, холодных пещерах и занимались колдовством. Разъезжали карлики на запряжённых зайцах. Великаны, хотя и обладали страшной силой, но всё же были  глупы,  как  стадо  баранов,   когда  карлики,   силы совсем не имея, были очень хитры. Долго жили два племени, не видя и не зная друг друга. Но вот однажды карлики спустились в долину и увидели великанов, когда те занимались играми, бросая друг в друга скалами и для потехи вырывали деревья с корнями. Крошки-карлики хитростью и колдовством скоро сумели покорить глупых великанов и заставили служить себе. Приказали карлики великанам построить им удобные маленькие жилища. Великаны живо взялись за дело и везде по горам и долинам понастроили карликам каменных хат с маленькими круглыми отверстиями, через которые только одни карлики могли пробраться внутрь. 

Много лет прошло с того времени, нет и карликов, а их прочные каменные хаты стоят и сейчас ещё.

0

20

При проведении раскопок внутри дольменов археологи находят уже известные им по грунтовым могильникам захоронения древних людей эпохи бронзы (2,5 тыс. лет до н.э.).

Скелет находится в так называемой археологами "скорченной позе", когда все косточки человека неестественно близко прижаты друг к другу. Ещё эту позу называют позой эмбриона или зародыша. Это могло иметь важный смысл для древних людей, вероятно, считавших, из какой позы человек рождается, в такой же должен и покинуть этот мир.

Рядом с умершим находят его вещи, каменные и первые бронзовые орудия труда, посуду из серой глины.

С тех пор и до нашего времени на Западном Кавказе проживало множество народов. Многие из них, не строя дольменов, производили захоронения своих предков, вплоть до позднего средневековья. Это были разные племена Кавказа, кочевники, а также скифы и греки.

0


Вы здесь » K A V K A Z » КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО » Дольмены