Отрывки сегодняшней пресс-конференции Президента Грузии Михаила Саакашвили касающиеся Южной Осетии
Мы говорим о политическом статусе. Мы говорим осетинам: «Мы даем вам все, что вы хотите. Вы никогда не хотели независимости — вы хотели защиты своих прав на территории Грузии. Грузинское государство своими компенсациями, своими специальными экономическими пакетами, дает вам все это». Но главным условием того, что население бывшей Юго-Осетинской автономной области вернется и признает суверенитет, является сильное Грузинское государство. Наша сила растет каждый день и время работает на нас.
Об урегулировании конфликта:
Мы хотим мирного урегулирования конфликта. Ценой, которую мы платим за мир, является то, чтобы мы дали людям на том месте, на той территории, определенные политические права, но все, что касается контроля за границей, обороны, общественного порядка в стране, защите прав человека, того, чтобы людей не похищали, чтобы людей не
увозили на ворованных машинах — это полностью является компетенцией центральных властей Грузии.
О защите прав:
В то же время мы говорим осетинам: "Для того, чтобы вы были защищены и мы не приняли какого-нибудь такого решения, которое вам не понравится, вы будете иметь квоту в парламенте Грузии, будете представлены в судебных органах, и так далее. Мы говорим об 1% нашего населения, но о важном проценте. Мы говорим им: «Мы готовы дать вам любые гарантии того, что вас никогда никто не ущемит в Грузии. Если мы договоримся и после этого кто-нибудь еще начнет разговор о том, что пропускной пункт в Рокском туннеле уже не называется грузино-российской границей, если кто-нибудь еще поднимет руку на государственное знамя Грузии и сожжет его — эти руки этим поджигателям укоротятся, и укоротятся очень серьезно».
Что касается остального, то мы должны понимать, что мы должны пойти на компромиссы. Компромиссы — это цена восстановления территориальной целостности Грузии. Территориальная целостность Грузии может восстановиться мирно, если будет серьезное международное усилие и если мы все будем едины.
О реальности принятия в Южной Осетии этого предложения:
Я думаю, что это абсолютно реалистично, потому что мы обращаемся к населению и, через население, к тем людям, которые имеют там власть. Население прекрасно это поймет. Грузия пойдет на серьезный шаг. Естественно, в остальной Грузии не все это встречают однозначно, но мы уверены, что народ это поймет. Народ понимает, что мы
не то правительство, которое пойдет на такие шаги, которые повредят общенациональным интересам. Но одновременно мы должны пойти на те шаги, которые гарантировали бы всем осетинам все необходимые им права для проживания в Грузии. Мы говорим о политическом статусе в составе государства Грузия.
В случае если не примут:
Я думаю, что у них нет резона не принять (это предложение). Но если не примут… Раньше была одна Грузия — сегодня другая Грузия. Это Грузия, бюджет которой утроился, экономический рост которой в прошлом году составил 11-12% и в этом году мы ожидаем столько же, это Грузия, в которой установился порядок и если после всего этого, после того, как мы проявляем добрую волю, осетинская сторона не согласится на это очень хорошее предложение, тогда Грузия предстанет под совершенно другим углом и после этого никто никогда не обвинит нас в агрессивности, неконструктивности и неприверженности миру. Для меня, конечно, главное не это — для меня главное, чтобы мы достигли результата — но и это уже будет минимальным результатом.
Мы все должны увидеть, что мы, как страна, идем на столько уступок, на сколько пошла бы любая нормальная приверженная миру европейская страна. Если мы имеем дело со средневековыми агрессивными силами, которые ничего не слушают, ничего не понимают и ничего не хотят делать — тогда все международное сообщество поставит эти силы на свое место, и мы им в этом поможем.