Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение.
В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход.
О строительстве и дальнейшем поновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии.
Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.
В своем завещании Давид велел устроить Гелати усыпальницу грузинских царей, тем самым закрепив за монастырем постоянные внимание и заботу со стороны правящих кругов Грузии. Благодаря этому, а также удачному географическому расположению — в стороне от путей, по которым, в основном, проходили иноземные захватчики — памятники Гелати так хорошо сохранились. Царь пожертвовал монастырю большие земельные владения, конфискованные у одной из ветвей дома Орбелиани, богатые венцы и ожерелья, захваченные у мусульманских владык, перенес из Кларджети Хахульскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и заказал для нее щедро убранный драгоценностями складень, являющийся одним из выдающихся образцов грузинского чеканного искусства.
Гелати как во внутренней, так и во внешней своей жизни подчинялся только царскому дому — Давид лично руководил организацией монастыря. Однако, царь не успел завершить строительство: в своем завещании он пишет: «Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Димитрий пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства». (Сабинин. Рай Грузии. С. 512). Главный храм монастыря был освящен уже при Димитрии I (1125-1155). По преданию, Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати в проходном месте: по утвердившемуся мнению, могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его», является местом его упокоения.
Таким образом, можно считать установленным, что в первой четверти XII века в Гелати уже были возведены главный храм Богоматери, южные ворота, ограда монастыря. Также в это время уже существовало здание академии, был проведен и перекрыт сводом родник, были выстроены или достраивались трапезная и монашеские келии. Очевидно, где-то неподалеку от монастыря был построен также ксенон (больница), о котором упоминает Картлис Цховреба (Т. 4. С. 40). При Димитрии был достроен и расписан западный и вновь возведен южный придел главного храма, а также была вывезена из Гянджи (совр. Азербюайджан) железная дверь главных врат города и в знак победы повешена в южных вратах у могилы царя Давида.
Гелати и после смерти царя Давида Строителя не потерял своего привилегированного положения. Правнучка царя святая царица Тамара после победы над турками-сельджуками при Шамхоре в 1203 году пожертвовала Хахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знамя персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы. Считается, что во времена царицы монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии — по преданию, здесь подвизались более 300 иноков.
Никаких сведений о дальнейшем строительстве Гелати в исторических документах не сохранилось, а фресковые росписи почти полностью относятся к эпохе позднего средневековья и данных о строительстве не содержат. Однако, изучение архитектурных памятников показывает, что в ХIП и начале XIV веков в Гелати велось бурное строительство. Именно в этот период были возведены церкви святого Георгия Победоносца и святителя Николая Мирликийского, колокольня и богато украшенный восточный портик академии.
Монгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой Грузии на два самостоятельных государства, и Гелати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. Однако, эти изменения не оказали отрицательного влияния на жизнь монастыря. Продолжалась работа в академии, под руководством видного ученого того времени Петра Гелатели на грузинский язык переводилось множество греческих книг. В конце XIII века здесь принял постриг имеретинский царь Давид Нарин, оказавший монастырю значительные пожертвования.
Литературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских памятников, позволяют представить жизнь монастыря в эпоху позднего средневековья. В 1509/10 году турки дотла разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Скорее всего, именно в это время погибли первоначальные росписи монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565) энергично взялся за политическое и экономическое восстановление Западной Грузии, и в первую очередь в сферу его интересов вошел Гелати. Грамота, данная царем и его супругой Еленой монастырю, сообщает, что они восстановили церковь святого Георгия, основали в ней епископскую кафедру и сделали большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). Из Ахалцихского края, которым прочно владели турки-османы, Баграт перенес в Гелати Ацурскую икону Божией Матери. Определенную роль в дело восстановления Гелати внес архиепископ Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе), деятель XVI века, пожертвовавший монастырю различную церковную утварь и облагоустроивший главный храм.
Во второй половине XVI века Гелатский монастырь стал резиденцией Западно-Грузинского (Абхазо-Имеретинского) Католикоса Захарии, перенесшего с собой из Бичвинты (совр. Пицунда) Бичвинтскую икону Божией Матери. По заказу Западно-Грузинского Католикоса-Патриарха Евдемона (Чхетидзе) были осуществлены работы по росписи Георгиевской церкви. Надпись над дверьми в главный храм сохранила имя еще одного Гелатского архиерея — бывшего Ацкурского епископа Антония, по заказу которого во второй половине XVI века был расписан притвор; в 1657-1660 годах Католикосом-Патриархом Западной Грузии стал Гелатский епископ Захария (Квариани), парадный портрет которого сохранился в юго-западном подкупольном устое главного храма.
Важные сведения о Гелати середины XVII века оставили русские послы Иевлеев и Толочанов, дважды посетившие монастырь. Особенно поразила их широкая сеть водоснабжения монастыря и фонтан на монастырской площади, бьющий «вверх на сажень, а по сторонам в две сажени». Послы довольно подробно описывают 11 зданий монастыря, каменные восточные ворота с железными затворами, укрепленные помещением для охраны, здание академии, используемое в то время под трапезную, несуществующие ныне деревянные резные двери Георгиевской церкви.
Энергично содействовал укреплению монастырского хозяйства епископ Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе). Кроме значительных пожертвований, он восстановил дороги, ведущие к монастырю, начал строить мост на реке Цкалцитела, в 1669 возвел мост через реку Чишур по дороге, которая соединяла Гелати с монастырскими угодьями. Из надписи на иконе, датированной 1731 годом, стало известно, что имеретинский царь Александр предназначил усыпальницей для себя и своей супруги Мариам южный придел главного храма. Их сын известен как Гелатский митрополит Иосиф, возведший в 1730 году каменный престол у северо-западного подкупольного устоя главного храма, о чем гласит престольная надпись. В 1772 году Петербургской Академией с научными целями был направлен на Кавказ И. Гюльденштедт, в своем «Путешествии» давший описание построек Гелати. Заботились об устройстве монастыря и последние имеретинские цари Соломон I и Соломон II; последний на рубеже XVIII-XIX веков возобновил совершение Богослужений в Никольском храме.
В ноябре 1821 года, спустя некоторое время после присоединения Имерети к России, Гелатская кафедра была упразднена, и Гелати вошел в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. В конце 30-х годов XIX века монастырь посетил француз Дюбуа де Монпере, оставивший описание памятников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений и отметивший сильную запущенность монастыря. В 1847-48 годах Грузию посетил М. Броссе, изучивший фресковые росписи и надписи Гелати. В 60-е годы XIX века обитель была ограблена. В те же годы Д. Н. Гримм впервые обмерил некоторые памятники Гелати и издал чертежи обмеров в альбоме. В связи с организацией V-го археологического съезда в Тифлисе в 1881 году, Комитет по проведению съезда поручил Г. Е. Церетели «изготовить снимки и описание надписей на стенах и камнях и приписки к рукописям Гелатского монастыря». Небольшие раскопки, произведенные ученым, обнаружили своды и огромные капители колонн, зарытых в землю, а также погребения с античными монетами. В 1880-е годы Н. П. Кондаков совместно с Д. Бакрадзе произвели опись памятников древности в монастырях Грузии, не обойдя стороной и Гелатский монастырь.
В 1888 году от железнодорожной станции «Гелати» до монастыря была проведена железная дорога, а также построен железнодорожный мост через реку Цкалцитела. В 1892 году был учрежден «Комитет по возобновлению часовни над гробницей Давида Возобновителя /Строителя/ в Гаенатском монастыре». О плохом состоянии памятников и необходимости их ремонта, а также о разграблении монастырского имущества довольно много писала грузинская периодика начала XX века (Мцкемси, 1900. №21; Могзаури, 1904. №7; Иверия, 1904. № 174 и др.).
В 1923 году церковный инвентарь, хранившийся в Гелати, был передан Кутаисскому историко-этнографическому музею, а сам монастырь объявлен филиалом музея. В 1945 году Кутаисский музей провел расчистку и полный обмер здания академии; в 1961-65 годах были произведены работы по консервации памятников. В 1966 году вышла в свет замечательная монография Р. Меписашвили, посвященная истории и архитектуре Гелати, являющаяся на сей день наиболее полным исследованием Гелатского монастырского комплекса на русском языке.
В окрестностях монастыря расположены другие христианские памятники: это небольшая женская обитель в честь Преображения Господня, основанная царем Давидом Строителем, и три разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале, на хребте выше монастыря.
В настоящее время Гелати передан Грузинской Православной Церкви.
В постановке Гелати в окружающем его ландшафте четко выявлена закономерность решения со стратегической, климатической и эстетической точек зрения. Уже при создании монастыря была задумана его планировка: в центре широкого двора был возведен большой храм, к северо-западу от него, в нескольких метрах, устроен родник, покрытый каменным шатром. Территория была обнесена двойным кольцом стен — наружное, широко охватывающее, и внутреннее, меньшее, в которое были включены здание академии и, ныне отсутствующие, другие постройки: трапезная, кельи монахов, дом Модзгварт-модзгвари и другие, фрагменты которых уцелели в северной и в других частях двора. Средняя, основная территория получила таким образом лишь небольшой уклон, а в окружающем кольце, где почва резко понижается, были созданы террасы. Между зданиями, окаймляющими двор, имелись просветы. На этих участках, в виду резкого понижения почвы, особенно с северо-западной стороны, были возведены подпорные стены, между которыми опускались лестницы. Поверх стен, можно думать, были перекинуты арки. С юга располагалась гостиничная площадь, отгороженная высокой стеной от монастыря, где был устроен фонтан, и, очевидно, имелись гостиничные здания. Отсюда через ворота был вход в монастырь. Неподалеку от обители располагался Сохастери — место пребывания молчальников. Вокруг монастыря были возведены укрепления: большая, ныне развалившаяся, башня на «Мысу Давида» является одной из этих построек.
Возвышающийся в центре двора главный храм является вертикальной доминантой ансамбля. Сквозь арки, перекинутые между окаймляющими двор низкими зданиями, рисовался широкий ландшафт. Именно это решение говорит о высоком уровне развития в Грузии художественного чувства пространства в данную эпоху.
Все три храма объединяют купольное завершение стройных архитектурных форм, схожий облицовочный материал и характер кладки, а также выступающая, убранная аркатурой апсида, близкие по профилировке детали оформления (наличники, карнизы) и отсутствие орнаментального декора. Здание академии, возведенное к западу от главного храма, с его широкими арочными проемами окон, и обнесенными арками тимпанами дверей, объединяется с храмом в едином ритме построения.
Развитие ансамбля выразилось в дальнейшем возведении церкви святого Георгия в середине XIII века, построенной на продолжении оси главного храма. Высокие и стройные архитектурные формы церкви святого Георгия противопоставлены несколько приземистому по пропорциям большому храму. На рубеже XIII—XIV веков на оси академия — главный храм была возведена церковь святителя Николая, ставшая в ряд с предшествующими ей зданиями и создав тем самым четкий ритм в обозрении всех трех сооружений, с замыкающим это направление зданием академии, расположенным поперек оси.
Во второй половине XIII века над родником была возведена колокольня, узкая и высокая, с остроконечной кровлей, открытая арками внизу и с прозрачным киоском наверху. Эта небольшая, но монументальная постройка включается в ансамбль Гелати как еще один из его неотъемлемых компонентов. Здание академии получило во второй половине XIII — начале XIV века пристройку с востока — интересно решенный портик.
Таким образом, характерной особенностью построения ансамбля Гелати является пластическое развитие архитектурных форм его трех храмов и колокольни в высь, с развитыми по горизонтали, окружающими их постройками. Главный храм как по своему общему решению, так и в деталях оказал очевидное влияние на памятники, возведенные после него. Последующие мастера не стремились противопоставить свои здания этой основной постройке, а решали сооружения в сопоставлении с ним. Цельность и единство ансамбля обусловлены, кроме того, временем. XII—XIII века и начало XIV века — это период развития в Грузии одного стиля, одних художественных установок и различия, имеющиеся в каждом из памятников, подсказаны отдельными его этапами.
Гелатская академия и монастырь.
Отредактировано Eshmakuna (2007-12-08 14:31:49)