K A V K A Z

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » K A V K A Z » РЕЛИГИЯ » Монастыри Грузии


Монастыри Грузии

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

Вардзиа (груз. ვარძია) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе провинции Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 70 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.

На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Фреска, изображающая царицу ТамаруАнсамбль монастыря Вардзиа был создан в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «აქ ვარ, ძია», «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

Изображение:МонастырьВардзиа02.jpg
Пещеры и лестницы ВардзиаВ 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

В сентябре 2004 Министерством культуры, охраны памятников и спорта Грузии был проведён комплекс работ по реабилитации монастырского комплекса: восстановление отводящих систем, очистка верхней скалы комплекса, заполнение опасных трещин и остановка процесса их расширения, восстановление подпорок, удерживающих камни.

В настоящее время пещерный монастырь Вардзиа является одной из главных туристических достопримечательностей южной Грузии. В 2005 был поставлен вопрос о включении комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

0

2

Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси — наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии. Центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й пол. XVI в. до 1814 г., памятник Всемирного наследия (1994).

Монастырь был основан царём Давидом Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.

В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.

0

3

Грузи́нская Бета́ния (груз. ბეთანია /bɛˈtʰanɪa/, от ивр. בית עניה‎ Бейт-Хани — «Вифания», буквально «Дом смокв») в честь рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь Мцхета-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в Грузии, в 16 км от Тбилиси, в ущелье реки Вере около села Самадло.

0

4

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс, Давид Гаре́джа (VI век) — комплекс грузинских пещерных монастырей, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

0

5

Джвари (груз. ჯვარი, что переводится как «крест») — грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, по преданию, воздвигла крест равноапостольная Нина. Джвари — едва ли не самая древняя сохранившаяся в Грузии церковь и первый в этой стране памятник Всемирного наследия.

К 545 году на «крестовой» горе уже стоял миниатюрный храмик; сейчас он в руинах. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 м.) была воздвигнута в 587—604 гг.; рельефы хранят изображения её ктиторов. Архитектурное решение выделяется исключительной цельностью, вписанностью в ландшафт. Купол на восьмигранном барабане послужил чтимым образцом для множества кавказских храмов, став символом средневековой Грузии.

Отредактировано Eshmakuna (2007-12-08 13:21:32)

0

6

Зедазенский монастырь — монастырь в Грузии, опустевший ещё в XVII веке (на левом берегу Арагви, к востоку от Мцхета, на Зедазенском хребте.

Основан в VI веке Иоанном, одним из 13 сирийских отцов, на месте бывшего здесь ранее капища идола Задена; опустел в XVII веке после разорения Грузии шахом Аббасом. В храме, где похоронен Иоанн, есть водоём, где, по преданию, вода бывает только 7 мая, когда на праздник стекается много богомольцев.

0

7

Опиза — средневековый монастырь в исторической области Кларджети (ныне территория Турции, вилайет Артвин), первый из культурных центров феодальной Грузии, восстановленных после арабских завоеваний VII—VIII веков (здесь, в частности, работали чеканщики Бека и Бешкен Опизари). Включает постройки VIII—IX веков: главный храм — крестово-купольное здание с 2 короткими поперечными рукавами, удлинённой западной частью и нартексом (восстановленный в X веке купол на сложных пандативах завершен зонтичным покрытием), трапезную с 3-нефным залом и др. здания. Из Опизы происходит рельеф с портретом царя Ашота Куропалата (камень, IX век, Музей искусств Грузии, Тбилиси).

0

8

Монастырь Тимотесубани в Боржоми

0

9

Джвари (храм Креста) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни – креста св. Нины.

Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Отредактировано Eshmakuna (2007-12-08 14:21:13)

0

10

Монастырь Гелати   расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение.

В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход.

О строительстве и дальнейшем поновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии.

Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.

В своем завещании Давид велел устроить Гелати усыпальницу грузинских царей, тем самым закрепив за монастырем постоянные внимание и заботу со стороны правящих кругов Грузии. Благодаря этому, а также удачному географическому расположению — в стороне от путей, по которым, в основном, проходили иноземные захватчики — памятники Гелати так хорошо сохранились. Царь пожертвовал монастырю большие земельные владения, конфискованные у одной из ветвей дома Орбелиани, богатые венцы и ожерелья, захваченные у мусульманских владык, перенес из Кларджети Хахульскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и заказал для нее щедро убранный драгоценностями складень, являющийся одним из выдающихся образцов грузинского чеканного искусства.
Гелати как во внутренней, так и во внешней своей жизни подчинялся только царскому дому — Давид лично руководил организацией монастыря. Однако, царь не успел завершить строительство: в своем завещании он пишет: «Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Димитрий пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства». (Сабинин. Рай Грузии. С. 512). Главный храм монастыря был освящен уже при Димитрии I (1125-1155). По преданию, Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати в проходном месте: по утвердившемуся мнению, могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его», является местом его упокоения.

Таким образом, можно считать установленным, что в первой четверти XII века в Гелати уже были возведены главный храм Богоматери, южные ворота, ограда монастыря. Также в это время уже существовало здание академии, был проведен и перекрыт сводом родник, были выстроены или достраивались трапезная и монашеские келии. Очевидно, где-то неподалеку от монастыря был построен также ксенон (больница), о котором упоминает Картлис Цховреба (Т. 4. С. 40). При Димитрии был достроен и расписан западный и вновь возведен южный придел главного храма, а также была вывезена из Гянджи (совр. Азербюайджан) железная дверь главных врат города и в знак победы повешена в южных вратах у могилы царя Давида.

Гелати и после смерти царя Давида Строителя не потерял своего привилегированного положения. Правнучка царя святая царица Тамара после победы над турками-сельджуками при Шамхоре в 1203 году пожертвовала Хахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знамя персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы. Считается, что во времена царицы монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии — по преданию, здесь подвизались более 300 иноков.

Никаких сведений о дальнейшем строительстве Гелати в исторических документах не сохранилось, а фресковые росписи почти полностью относятся к эпохе позднего средневековья и данных о строительстве не содержат. Однако, изучение архитектурных памятников показывает, что в ХIП и начале XIV веков в Гелати велось бурное строительство. Именно в этот период были возведены церкви святого Георгия Победоносца и святителя Николая Мирликийского, колокольня и богато украшенный восточный портик академии.

Монгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой Грузии на два самостоятельных государства, и Гелати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. Однако, эти изменения не оказали отрицательного влияния на жизнь монастыря. Продолжалась работа в академии, под руководством видного ученого того времени Петра Гелатели на грузинский язык переводилось множество греческих книг. В конце XIII века здесь принял постриг имеретинский царь Давид Нарин, оказавший монастырю значительные пожертвования.

Литературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских памятников, позволяют представить жизнь монастыря в эпоху позднего средневековья. В 1509/10 году турки дотла разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Скорее всего, именно в это время погибли первоначальные росписи монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565) энергично взялся за политическое и экономическое восстановление Западной Грузии, и в первую очередь в сферу его интересов вошел Гелати. Грамота, данная царем и его супругой Еленой монастырю, сообщает, что они восстановили церковь святого Георгия, основали в ней епископскую кафедру и сделали большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). Из Ахалцихского края, которым прочно владели турки-османы, Баграт перенес в Гелати Ацурскую икону Божией Матери. Определенную роль в дело восстановления Гелати внес архиепископ Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе), деятель XVI века, пожертвовавший монастырю различную церковную утварь и облагоустроивший главный храм.

Во второй половине XVI века Гелатский монастырь стал резиденцией Западно-Грузинского (Абхазо-Имеретинского) Католикоса Захарии, перенесшего с собой из Бичвинты (совр. Пицунда) Бичвинтскую икону Божией Матери. По заказу Западно-Грузинского Католикоса-Патриарха Евдемона (Чхетидзе) были осуществлены работы по росписи Георгиевской церкви. Надпись над дверьми в главный храм сохранила имя еще одного Гелатского архиерея — бывшего Ацкурского епископа Антония, по заказу которого во второй половине XVI века был расписан притвор; в 1657-1660 годах Католикосом-Патриархом Западной Грузии стал Гелатский епископ Захария (Квариани), парадный портрет которого сохранился в юго-западном подкупольном устое главного храма.

Важные сведения о Гелати середины XVII века оставили русские послы Иевлеев и Толочанов, дважды посетившие монастырь. Особенно поразила их широкая сеть водоснабжения монастыря и фонтан на монастырской площади, бьющий «вверх на сажень, а по сторонам в две сажени». Послы довольно подробно описывают 11 зданий монастыря, каменные восточные ворота с железными затворами, укрепленные помещением для охраны, здание академии, используемое в то время под трапезную, несуществующие ныне деревянные резные двери Георгиевской церкви.
Энергично содействовал укреплению монастырского хозяйства епископ Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе). Кроме значительных пожертвований, он восстановил дороги, ведущие к монастырю, начал строить мост на реке Цкалцитела, в 1669 возвел мост через реку Чишур по дороге, которая соединяла Гелати с монастырскими угодьями. Из надписи на иконе, датированной 1731 годом, стало известно, что имеретинский царь Александр предназначил усыпальницей для себя и своей супруги Мариам южный придел главного храма. Их сын известен как Гелатский митрополит Иосиф, возведший в 1730 году каменный престол у северо-западного подкупольного устоя главного храма, о чем гласит престольная надпись. В 1772 году Петербургской Академией с научными целями был направлен на Кавказ И. Гюльденштедт, в своем «Путешествии» давший описание построек Гелати. Заботились об устройстве монастыря и последние имеретинские цари Соломон I и Соломон II; последний на рубеже XVIII-XIX веков возобновил совершение Богослужений в Никольском храме.

В ноябре 1821 года, спустя некоторое время после присоединения Имерети к России, Гелатская кафедра была упразднена, и Гелати вошел в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. В конце 30-х годов XIX века монастырь посетил француз Дюбуа де Монпере, оставивший описание памятников, зарисовки и копии фресковых надписей и изображений и отметивший сильную запущенность монастыря. В 1847-48 годах Грузию посетил М. Броссе, изучивший фресковые росписи и надписи Гелати. В 60-е годы XIX века обитель была ограблена. В те же годы Д. Н. Гримм впервые обмерил некоторые памятники Гелати и издал чертежи обмеров в альбоме. В связи с организацией V-го археологического съезда в Тифлисе в 1881 году, Комитет по проведению съезда поручил Г. Е. Церетели «изготовить снимки и описание надписей на стенах и камнях и приписки к рукописям Гелатского монастыря». Небольшие раскопки, произведенные ученым, обнаружили своды и огромные капители колонн, зарытых в землю, а также погребения с античными монетами. В 1880-е годы Н. П. Кондаков совместно с Д. Бакрадзе произвели опись памятников древности в монастырях Грузии, не обойдя стороной и Гелатский монастырь.

В 1888 году от железнодорожной станции «Гелати» до монастыря была проведена железная дорога, а также построен железнодорожный мост через реку Цкалцитела. В 1892 году был учрежден «Комитет по возобновлению часовни над гробницей Давида Возобновителя /Строителя/ в Гаенатском монастыре». О плохом состоянии памятников и необходимости их ремонта, а также о разграблении монастырского имущества довольно много писала грузинская периодика начала XX века (Мцкемси, 1900. №21; Могзаури, 1904. №7; Иверия, 1904. № 174 и др.).

В 1923 году церковный инвентарь, хранившийся в Гелати, был передан Кутаисскому историко-этнографическому музею, а сам монастырь объявлен филиалом музея. В 1945 году Кутаисский музей провел расчистку и полный обмер здания академии; в 1961-65 годах были произведены работы по консервации памятников. В 1966 году вышла в свет замечательная монография Р. Меписашвили, посвященная истории и архитектуре Гелати, являющаяся на сей день наиболее полным исследованием Гелатского монастырского комплекса на русском языке.

В окрестностях монастыря расположены другие христианские памятники: это небольшая женская обитель в честь Преображения Господня, основанная царем Давидом Строителем, и три разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале, на хребте выше монастыря.

В настоящее время Гелати передан Грузинской Православной Церкви.

В постановке Гелати в окружающем его ландшафте четко выявлена закономерность решения со стратегической, климатической и эстетической точек зрения. Уже при создании монастыря была задумана его планировка: в центре широкого двора был возведен большой храм, к северо-западу от него, в нескольких метрах, устроен родник, покрытый каменным шатром. Территория была обнесена двойным кольцом стен — наружное, широко охватывающее, и внутреннее, меньшее, в которое были включены здание академии и, ныне отсутствующие, другие постройки: трапезная, кельи монахов, дом Модзгварт-модзгвари и другие, фрагменты которых уцелели в северной и в других частях двора. Средняя, основная территория получила таким образом лишь небольшой уклон, а в окружающем кольце, где почва резко понижается, были созданы террасы. Между зданиями, окаймляющими двор, имелись просветы. На этих участках, в виду резкого понижения почвы, особенно с северо-западной стороны, были возведены подпорные стены, между которыми опускались лестницы. Поверх стен, можно думать, были перекинуты арки. С юга располагалась гостиничная площадь, отгороженная высокой стеной от монастыря, где был устроен фонтан, и, очевидно, имелись гостиничные здания. Отсюда через ворота был вход в монастырь. Неподалеку от обители располагался Сохастери — место пребывания молчальников. Вокруг монастыря были возведены укрепления: большая, ныне развалившаяся, башня на «Мысу Давида» является одной из этих построек.

Возвышающийся в центре двора главный храм является вертикальной доминантой ансамбля. Сквозь арки, перекинутые между окаймляющими двор низкими зданиями, рисовался широкий ландшафт. Именно это решение говорит о высоком уровне развития в Грузии художественного чувства пространства в данную эпоху.

Все три храма объединяют купольное завершение стройных архитектурных форм, схожий облицовочный материал и характер кладки, а также выступающая, убранная аркатурой апсида, близкие по профилировке детали оформления (наличники, карнизы) и отсутствие орнаментального декора. Здание академии, возведенное к западу от главного храма, с его широкими арочными проемами окон, и обнесенными арками тимпанами дверей, объединяется с храмом в едином ритме построения.

Развитие ансамбля выразилось в дальнейшем возведении церкви святого Георгия в середине XIII века, построенной на продолжении оси главного храма. Высокие и стройные архитектурные формы церкви святого Георгия противопоставлены несколько приземистому по пропорциям большому храму. На рубеже XIII—XIV веков на оси академия — главный храм была возведена церковь святителя Николая, ставшая в ряд с предшествующими ей зданиями и создав тем самым четкий ритм в обозрении всех трех сооружений, с замыкающим это направление зданием академии, расположенным поперек оси.

Во второй половине XIII века над родником была возведена колокольня, узкая и высокая, с остроконечной кровлей, открытая арками внизу и с прозрачным киоском наверху. Эта небольшая, но монументальная постройка включается в ансамбль Гелати как еще один из его неотъемлемых компонентов. Здание академии получило во второй половине XIII — начале XIV века пристройку с востока — интересно решенный портик.

Таким образом, характерной особенностью построения ансамбля Гелати является пластическое развитие архитектурных форм его трех храмов и колокольни в высь, с развитыми по горизонтали, окружающими их постройками. Главный храм как по своему общему решению, так и в деталях оказал очевидное влияние на памятники, возведенные после него. Последующие мастера не стремились противопоставить свои здания этой основной постройке, а решали сооружения в сопоставлении с ним. Цельность и единство ансамбля обусловлены, кроме того, временем. XII—XIII века и начало XIV века — это период развития в Грузии одного стиля, одних художественных установок и различия, имеющиеся в каждом из памятников, подсказаны отдельными его этапами.

Гелатская академия и монастырь.

Отредактировано Eshmakuna (2007-12-08 14:31:49)

0

11

Тбилиси. Лурджи монастырь. XII в.

0

12

МОНАСТЫРЬ ИОАННА ЗЕДАЗНИЙСКОГО

Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи обветшавшей крепости.

Соборный храм – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг.

Колокольня монастыря сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазнийский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги.

На северной стене храма до наших дней сохранилась фреска неизвестного иконописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах была установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазнийская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен ученик Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542).

У Зедазнийской церкви бьет источник, воды которого собираются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».

В 1705 г. верхняя Зедазнийская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазнийского, расположенный в средней части горного склона.

С 1479 года Зедазнийский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе-Гурамишвили. В последующие годы Зедазнийский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.

Долгое время Зедазнийский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазнскую обитель, по повелению экзарха Грузии Палладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр (Окропиридзе). Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазнийского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазнийского монастыря».

В 1889 г. епископ Александр (Окропиридзе) полностью отреставрировал монастырь Иоанна Зедазнийского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а также Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, монахи вскоре покинули обитель.

С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазнийского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.

0

13

ШИО-МГВИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

     
Действующий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства.

Старая церковь была возведена в начале VI века и освящена в честь Иоанна Крестителя, это так называемый "свободно-крестовой" тип строений, очень простой и строгий.

В комплексе монастыря было построено большое количество различных зданий, но старая его часть сохранила свои оригинальные формы. Монастырь богат фресками принадлежащими концу XVI века. К настоящему моменту в монастырь перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских, регулярно проходят богослужения. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в.

0

14

САФАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

   
Сафарский монастырь расположен в горах недалеко от Месхетии в южно-восточном направлении. Он основан св. Саввой в XIII веке.

Монастырь действующий, мужской. В настоящее время это обитель для 20 монахов и послушников которые живут сельским хозяйством и пожертвованиями от населения.

0

15

МОНАСТЫРЬ КИНЦВИСИ

Средневековый монастырь расположен в живописном ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели (Грузия). Монастырь действующий, мужской. В настоящий момент в нем три храма, колокольня и руины различных второстепенных построек.

В главном, купольном прямоугольном кирпичном храме св. Николая (рубеж XII-XIII вв.) множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из "Благовещения", жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.

0

16

МОНАСТЫРЬ АХАЛИ ШУАМТА

     
Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской. В XX веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.

По преданию, обитель была построена кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала указанное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина.

0

17

Самтавройский Богородицкий монастырь

0

18

Грузия / Абхазия Новоафонский монастырь

0

19

Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии

0

20

Есть в Грузии монастырь Сафара (трудно дословно перевести, но как то можно использовать для перевода слово "прикрытое"). Удивительное у нее расположение. Едешь туда, едешь и не видно. На одном месте появляется и если не остановится потом опять урывается в зелени. Замечательное зрелище. Душа радуется когда смотришь на этих святынь!

Отредактировано Dilyara (2007-12-13 17:51:04)

0

21

ШИО-МГВИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

0

22

Грузия, Монастырь Ананури

0

23

Древняя столица Грузии Мцхета со своим знаменитым монастырем Джвари

0

24

Вардзия (замок роз) - знаменитый в Грузии пещерный монастырь, находящийся в ахалцихском у., Тифлисской губ., в Хертвисском ущелье р. Куры.
ვარძიის სამონასტრო კომპლექსი აშენებული იქნა 12-13 საუკენეებში თამარ მეფის ბრძანებით მდინარე მტკვარის ხეობაში ბორჯომოდან 70 კმ მოშორებით.ასპინძის რაიონში.

Отредактировано Dilyara (2008-02-06 20:08:15)

0

25

Бодбийский монастырь (Грузия)

0

26

И снова ВАРДАЗИЯ...

Автор фото - Серж

0

27

ВАРДАЗИЯ

0

28

ВАРДЗИА, пещерный монастырский комплекс 12 в. в долине р. Кура, примерно в 70 км к Югу от г. Боржоми, в Грузии.
Выдающийся памятник грузинского фортификационного, архитектурного и художественного искусства, ансамбль был создан в основном в 1156—1205 в годы правления Георгия III и его дочери царицы Тамары на юго-западной границе Грузии как крепость и монастырь в целях перекрытия ущелья реки Куры для защиты от иранских набегов.

В теле горы были сделаны сотни помещений и переходов между ними, которые простирались вдоль горы в длину на 800 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на восемь этажей. Наружу вели три тайных хода, из которых неожиданно для иноземных захватчиков появлялись тысячи грузинских воинов.

После крупного землетрясения в 13 веке от горы отделился и упал в Куру пласт породы шириной до 15 метров, в результате чего монастырь обнажился и он потерял свое значение как крепость. В конце 13 — нач. 14 вв. монастырь восстанавливался и достраивался. Даже в настоящее время Вардзиа состоит из нескольких сотен жилых, культовых и хозяйственных помещений, высеченных в отвесной туфовой скале, расположенных ярусами и соединенных ходами.

В центре монастыря —главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа с коробовым сводом (на подпружных арках) и пилястрами, на стенах — росписи (в т. ч. изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий); неподалеку — стоящая на площадке колокольня (рубеж 13—14 вв.).

Прекрасны фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Храм практически полностью покрыт фресками, которые сохранились под толстым слоем копоти. Дело в том, что в 1551 году монастырь был разрушен войсками Иранского шаха Тахмаспа, а в конце 16 века был захвачен турками. Эти варвары устроили костер из обессиленных и больных монахов прямо посреди Успенского храма, поэтому фрески сразу же закоптились и в дальнейшем продолжали коптиться от костров турок-пастухов, которые укрывались в монастыре в зимнее время. Эти уникальные фрески 12 века были впервые открыты в середине 20 века.

В 1938 Вардзиа была объявлена музеем-заповедником.

В 1828 году местность Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками и спустя некоторое время в Вардзии была возобновлена монастырская жизнь православными греками.

В советский период Грузии монашество иссякло, и было возобновлено трудами Патриарха-Католикоса Илии II, который в конце 80-х годов отслужил в Вардзии первую Божественную Литургию. Ныне в Вардзии теплится лампада пред Престолом Господним.

Глубоко в теле горы, перейдя от западной стены Храма по переходу метров 30, можно видеть чудесный источник воды, - это бассейн, который за короткое время наполняется водой только до определенного уровня. В праздник Успения чудотворная вода полностью вычерпывается молящимися и гостями монастыря, и затем бассейн быстро наполняется до того же уровня.

В советское время в Вардзии был прекрасный туристический комплекс с новой четырехэтажной гостиницей. Ныне этого комплекса не существует.

0

29

...

0

30

Память святой Нины, просветительницы Грузии

Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли.
Фрагмент статьи «Грузинская Православная Церковь» из XIII тома «Православной энциклопедии», Москва. 2007 г.

Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноап. Нины. Сведения о ее деятельности в Картли (Вост.Грузия) сохранились как в грузинских преданиях и историографии, так и в греч., лат., арм., копт. источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной; в сочинении арм. историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсимии и Гаиании) – Нунее.

Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является грузинский агиографический памятник Житие св. Нины, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, V/VII в.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т.е. в сер. IV в.). К более поздним версиям относятся т.н. летописная редакция, включенная Леонтием Мровели в Картлис Цховреба (XI в.) и метафрастическая редакция XII в. Э. Хоштария-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст. Еще одним важнейшим источником является Житие царя Мириана, также вошедшее в «Картлис Цховреба».

По Житию св. Нины, она была уроженкой Каппадокии (г. Коластра) и приходилась дочерью полководцу рим. имп. Максимиана (284–305) св. Завулону и св. Сосанне. Считается, что св. Нина по отцу приходилась двоюродной сестрой св. вмч. Георгию Победоносцу. После того как ее родители посвятили жизнь Церкви, св. Нина воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой (Ниофорой). Услышав от нее рассказ о хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, св. Нина искала возможности поклониться святыне. Как гласит метафрастическая версия, однажды во сне ей явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в своем уделе (Грузии), вручив девушке крест из виноградной лозы, который она, проснувшись, обвила волосами. Крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино»), является символом ГПЦ. В 303 г., спасаясь от преследований рим. имп. Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия, Гаиания и неск. девушек-христианок бежали в Армению, где в то время правил царь Трдат III. Святые Рипсимия, ее подруги и старица Гаиания были жестоко замучены, а св. Нина, спасаясь, оказалась на севере. Древнейшая версия Жития не упоминает имени рим. императора; сведения Жития царя Мириана относят дату мученичества святых Рипсимии и Гаиании к времени царствования имп. Лициния (ок. 320).

Накануне дня празднования культа грузинского языческого бога Армаза (5 авг.) св. Нина достигла Мцхеты. Святая жила у садовника царского сада Мцхеты, затем у сев. границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен жен. монастырь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая ц. св. Нины), исцеляла и проповедовала. Ее последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома: жена царевича Реви св. Саломия Уджармская, жена картлийского эристава св. Перожавра Сивнийская, супруга св. царя Мириана св. царица Нана, которую св. Нина исцелила от тяжелой болезни, дочь настоятеля мцхетской синагоги св. Авиафара Мцхетского Сидония.

Житие св. Нины особенное внимание уделяет тесной связи просветительницы Грузии с евр. общинами Картли: «священниками» из мест. Боди (совр. Бодбе, Сигнахский р-н, где находится Бодбийский монастырь; по др. версии, совр. Ниноцминда, ок. г. Уджарма – З. Кикнадзе, Т. Мирзашвили), «книжниками» из Кодисцкаро, «переводчиками Кананита» из Хоби. Наиболее близкими ко двору были «обитатели Мцхеты» («дом Элиоза») – род, считавший себя потомком библейского первосвященника Илия, по традиции обладавший правом служить в мцхетской синагоге. От Авиафара и Сидонии св. Нина узнала, что хитон Господень в I в. привез в Мцхету левит Элиоз, и поклонилась тайному месту погребения хитона. От лица св. Сидонии и св. Авиафара ведется повествование в некоторых главах Жития св. Нины. Существует еще неск. сведений о связях св. Нины с евр. общинами Картли: так, еще до прибытия в Мцхету святая месяц жила в евр. общине Урбниси («для языка еврейского»), а последние годы жизни провела в мест. Боди. После Крещения Картли и кончины св. Нины евр. просветительские центры в источниках больше не упоминаются, что связывают со слиянием общин крещеных иудеев с Церковью.

Считается, что Грузия приняла Крещение в 326 г. В «Мокцеваи Картлисай» описывается обращение царя в христианство, поводом к которому послужило чудо во время охоты на горе Тхоти (ок. совр. г. Каспи), в окрестностях Мцхеты. Внезапно потемнело небо, спутники царя разбежались, а царь вознес тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед св. Ниной и направил письмо о желании принять крещение св. царице Елене и ее сыну св. царю Константину I Великому, который прислал в Картли еп. Иоанна, свящ. Иакова и диакона. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Мтквари (Кура), был окрещен народ. 1 окт. ГПЦ отмечает Светицховлоба – древний праздник, восходящий к времени Крещения Картли: ежегодно в этот день Католикос-Патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари массовое крещение народа.

Грузинский писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире, опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324–330). Источник, на который ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем, где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем. Предание о крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. храма Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции Жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники указывают, что первым иерархом новой Церкви стал еп. Иоанн (20–60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству».

В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный – в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), др. на горе Тхоти (место обращения царя Мириана), в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая.

Первый грузинская храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, который вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему стали приводить больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой и вокруг него выстроили церковь Светицховели (Животворящий столп). Источники называют ее «Святая Святых». Как повествует Житие св. Нины, храм был овеян особой святостью, и «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь монахи пели там псалмы». Согласно Картлис Цховреба, у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения, и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т.о. разделен на части, царь с согласия архиеп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест – т. н. Животворящее Древо.

С просьбой о помощи в церковном строительстве в Константинополь отправилось посольство, возглавляемое еп. Иоанном. Имп. Константин вручил ему святыни (подножие св. Креста, гвозди Распятия), церковную утварь, иконы и деньги, а также направил в Картли строителей, которые заложили церкви в Цунде, Эрушети (где еп. Иоанн оставил гвоздь Господень), Манглиси (куда передал подножие св. Креста), затем каменные храмы в Мцхете (Самтавро), а также крестили др. народы Картлийского царства. Сведения источников о церковном строительстве времени св. царя Мириана подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, следы алтарей IV в. были обнаружены в Манглиси, в нижних слоях пола мцхетских храмов Самтавро и Светицховели, ок. Самтавро найден надгробный камень главного зодчего и живописца (греч. arhitekton) Аврелия Аколлы с греч. надписью.

Житие св. Нины повествует, что св. Нина, свящ. Иаков и «некий эристав» (наместник царя) проповедовали в горных районах Вост. Грузии. Но население ущелий Арагви и Иори, к сев. от Мцхеты, отказалось принимать новую веру. Источники упоминают, что тех, кто отказывался принимать христ. веру, заставляли платить больше дани. Часть евр. диаспоры, которая приняла христианство, св. царь Мириан пожаловал статус граждан Мцхеты, что давало право землевладения и др. привилегии. Остальные евреи после крещения Авиафара и освящения мцхетской синагоги как христ.храма переселились в др. регионы страны.

Археологические исследования подтверждают сведения «Мокцеваи Картлисай» об активном церковном строительстве в IV в. В этот период были построены Ниноцминда, болнисский Сиони, храмы в Цилкани и Некреси; в Вардисубани при раскопках обнаружены датируемые эпохой Мириана остатки круглой церкви.

0


Вы здесь » K A V K A Z » РЕЛИГИЯ » Монастыри Грузии