Всем доброго дня.
Хочу обратить внимание, когда мы говорим о политике, мы вольно или невольно примеряем на себя и политическую систему ценностей. Но это в корне не верно. Нам нужно оставаться людьми, о чем бы мы не размышляли.
Рано или поздно (чем раньше, тем лучше) России нужно помириться с Грузией, или Грузии с Россией (как в детстве мама говорила: «кто окажется умнее»). А для того нужны компромиссы и чей-то первый шаг, а главное – понимание и желание обеих стран (я не говорю народов, потому что отношения народов иные, чем видимые политические).
Страны бывшего СССР – как супруги после развода. Какие у только что разошедшихся супругов могут быть отношения? Или никакие (в лучшем случае), или мы ругаемся. Совершенно неважно по какому поводу мы ругаемся. За время совместной жизни и дележки имущества и прав во время развода поводов накопилось предостаточно. И нужно время, чтобы мы помирились или даже стали друзьями (если мы будем ругаться всю оставшуюся жизнь – значит мы недалекие, глупые люди...). А у нас есть все шансы быть лучшими друзьями, ведь никто как мы, так хорошо не знает достоинств и недостатков друг друга, наших привычек, наших особенностей, любимых стихов и мест, на каком боку мы любим спать, какая звезда – наша путеводная. Мы близки... и это неоспоримо. Чего ради стоит терять эту близость?
«Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и
той же планетой, мы - команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между различными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга.
Чтобы нас освободить, надо только помочь нам увидеть цель, к которой мы
пойдем бок о бок, соединенные узами братства, - но тогда почему бы не искать
такую цель, которая объединит всех?» А. де Сент-Экзюпери
Почему вместо того, чтобы каждому строить свой дом, растить сад, воспитывать детей и ждать друг друга в гости, нам нужно с «пеной у рта» доказывать: кто прав, а кто виноват? Ведь все мы правы и все виноваты...
Даже в разных окопах нужно быть людьми. Нужно уважать и стараться понять друг друга. Кто скажет, где кончается ненависть и начинается любовь? Что так мешает выйти из этих дурацких окопов и обняться?
На счет политических интересов Грузии и России.
Есть очень простая и всем известная пирамида потребностей. Я думаю, ее можно применить как к отдельному человеку, так и к стране в целом.
После развала Союза всем вновь образовавшимся государствам было, скажем прямо, не легко. Если еще точнее, мы не жили, мы старались выжить. И у всех нас это, слава Богу, вроде бы получилось. Так вот, это самое «выжить» стоит на первой ступени потребностей. Нам нужно было наесться, напиться, нужен кров над головой. Нам, просто-напросто, нужно было вылезти из нищеты. Мы все еще на этой ступеньке, но кто-то уже выше, а кто-то ниже. Следующая ступень пирамиды – безопасность. Вот тут-то интересы и столкнулись. Самое любопытное, с какой стороны не посмотри – всех можно понять. Россию не устраивает «тесное соседство» НАТО (а за этим очевидны серьезные последствия), Грузию не устраивает вмешательство России. Все просто и понятно. Одно «но» – на самом деле слишком много неизвестных для решения этой задачи. На мой взгляд, главное – чтобы цели не оправдывали средства и чтобы наши политики не забывали, что следующая ступень пирамиды – потребность в хороших отношениях, быть любимыми и объединяться в сообщества. Не наломать бы дров сейчас и не «зависнуть» на второй ступеньке... Нам же всем желаю эту ступеньку пережить и при этом остаться Людьми.
И немножко об Абхазии.
Абхазия ощущает себя суверенным государством. Можно называть это как угодно, можно признавать этот суверенитет или нет. Но это факт. Грузии в таких условиях остается либо покорить Абхазию (физически) – и это даже звучит страшно (совершенно не важно под чьим давлением – США или России, да хоть Китая), либо с этим фактом согласиться (что неприемлемо для Грузии). Абхазия сама в состав Грузии добровольно идти не хочет и, вероятно, не пойдет в ближайшее время (если опустить все политические факторы, четко выражен довольно высокий уровень пассионарности). Может имеет смысл создать какую-нибудь конфедерацию на первое время? А когда все немного успокоится (лет через 40-50) – взять и объединиться. Ведь столько общего...
Это все гипотетически, как вариант.